Даосский Центр "Великая Река"
Быть одним целым PDF Печать E-mail
Литература
Автор: Alberto   
16.02.2006 19:50
«Когда становишься одним целым с оппонентом, все что окружает тебя пропадает»

Image«Когда становишься одним целым с оппонентом, все что окружает тебя пропадает» - оправдываюсь я, столкнув Джулию на наших соседей, работающих над базовыми упражнения, как и положено прилежным начинающим. «Следует быть единым со всем, что тебя окружает» - отвечает Джулия не разрывая контакта и не прерывая движения. Когда толкаешься с мастером, то измерение времени перестает существовать, так же как  и другие вещи, которые могут причинить неудобство в других обстоятельствах – вечерний Даогуан в Тайпее больше похож на сауну и начинающие постоянно останавливаются чтобы утереть потоки пота и глотнуть немного свежего вечернего воздуха раскрытого окна. Ван ЛаоШи по-старинке всегда отказывался от кондиционера. И благодаря этому Даогуан сохранил атмосферу занятий старых лет. А может быть это ощущение происходит от всех каллиграфий с текстами классиков тайцзи развешанных по стенам? Или от дешевых пластиковых татами на полу и рисовых циновок на стенах? Все вместе так напоминает старый Даогуан, который был раньше на Чжуншань Бейлу, что кажется будто сейчас появится и Ван ЛаоШи, который просто задержался где-то по дороге.

Джулия начинает больше использовать шаги, чтобы нейтрализовать мой фацзин, поэтому мне не остается ничего другого, кроме как предложить ей перейти к туйшоу в шагах. Пожав плечами в знак безразличия, она продолжает ловко уходить от моих атак, цепляясь при этом за мои руки, каждый раз, когда я казалось «нащупал» ее линию. Джулия, хоть и является самым большим (буквально) адептом Янцзя мицюань тайцзицюань женского пола, тем не менее обладает великолепным гунфу, которое, однажды сделало ее чемпионкой Тайваня по туйшоу[1]. Моя цель – выяснить ее слабые места без того, чтобы использовать слишком много силы и энергии и случайно не «припечатать» ее к стенке перед ее собственными студентами – худший из возможных вариант развития наших отношений. Но это и не так просто – корень у дамы такой, что толкание ее похоже на толкание огромного мешка, наполненного песком – мягкий, но сдвинуть его невозможно. Что ж, придется «перешагать». Но и эта тактика тоже не работает – прошмыгнув ей за спину (этот трюк я по-прежнему могу делать) я сталкиваюсь с необходимостью обхватить ее за спину и грудь (ох, и зачем женщинам грудь???)  и поэтому вежливо отказываюсь от этой возможности. Всегда стоит подумать, а можно ли применить данную технику к данному партнеру.

Вот внезапно (для меня) Джулия останавливается, внимательно смотрит и говорит мне – «Ты осознаешь, что только ты и движешься?». Я недолго думаю и отвечаю, что двигаемся мы оба, только по разным причинам. Я шагаю для того, чтобы занять положение «преимущества», она шагает, по моему мнению, для того чтобы нейтрализовать мою энергию. Но ведь это противоречит классикам тайцзи, которые нам говорят – если оппонент не движется, то и адепт не движется, но как только он начинает движение, то адепт тайцзи «прибывает» раньше. Судя по всему, наше туйшоу окончено, с сожалением отмечаю я, или точнее переходит в теоретическую плоскость. Что ж, я пытаюсь объяснить, что шаги это маневре, тогда как движения тела – нейтрализация, хуацзинь. Она возражает мне – «прежде чем «отдать», атаковать, например, надо «принять», то есть, сделать шаг, в случае если это необходимо». Поэтому туйшоу должно быть чередой «отдаваний» и «приниманий», но «принимания» должны быть полностью преобладающими над «отдаваниями.». Я прошу пояснить – мы снова начинаем делать туйшоу, но Джулия начинает объяснять мне, что в самый же первый момент, когда я начинаю свой проход в ее центр через Пэн, это и есть лишнее «отдавание». Я перестаю «принимать» и начинаю только отдавать. Мы некоторое время продолжаем – вскоре мы оба останавливаемся – делать-то нечего – оба только «принимают». Джулия говорит, что иногда надо и «давать», но только лишь для того, чтобы начать движение.

Время уже за 10, китайцы Джулии уже давно перестали делать туйшоу и просто стоят и чешут языками (обычное дело для начинающих, которым нечем заняться). Я понимаю, что надо заканчивать, поэтому благодарю за урок. Джулия формально заканчивает класс – мы кланяемся другу другу.

Почему бы нам не пойти выпить кофе – предлагает Джулия. Дуду соглашается и хотя мне больше всего хотелось в бассейн (бассейн, джакузи, сауна – ла дольче вита отпускника), я киваю и говорю что с удовольствием (вот лицемер) присоединюсь к ним.

Спустившись вниз, мы дошли до угловой кофейни и взяли по кофе и чизкейку. Улица полна людей – 10 часов вечера – разгар дня в Тайпее. Дуду немного задержалась в Даогуан. «Джулия, у меня есть одна идея, которой я бы хотел поделится с тобой», - начинаю я. «Я бы хотел создать специальную соревновательную форму, для того, чтобы адепты нашего стиля могли исполнить лучшие и сложнейшие элементы из каждой части формы, при этом, уложившись с соревновательный формат 4-5 минут.» Я объясняю почему я считаю это необходимым, свою роль в соревнованиях и в Европейской федерации. Внимательно выслушав мои аргументы, Джулия начинает с того, что по мнению Ванна ЛаоШи, там где начинаются соревнования, там уже нет тайцзи. По мнению Вана и ее, соревновательный элемент полностью противоречит духу тайцзи. Высочайший уровень гунфу в том, чтобы стать единым целом с оппонентом – при этом места для соревнований не остается. Страх остается и лишь рождает агрессию. Когда Ван ЛаоШи только приехал на Тайвань в конце 40-х, то многие великие мастера того времени решили, что соревнования помогут сохранить и распространить искусство тайцзицюань. Поэтому Ван ЛаоШи принимал активное участие в становлении тайцзицюань как спортивного единоборства на Тайване. Занимал различные судейские посты в Национальной Федерации тайцзицюань Республики Китай. Но позже, в середине 90-х годов, он осознал, что соревновательный подход к тайцзицюань несет не продвижение искусства вперед, а его стагнацию и гибель. Поэтому сейчас Ван ЛаоШи полностью неприемлет идею каких либо соревнований по тайцзицюань. По мнению Джулии, мудрые люди, также как и учителя имеют одну главную задачу – они должны экономить время простых людей. Ван ЛаоШи пытается предупредить нас об ошибке следованию соревновательному подходу к тайцзи, который является тупиком. И следовательно, сэкономить наше время. Конечно, участие в различных мероприятиях является важным для развития Янцзя мицюань тайцзицюань. Но лучшее – принимать участие в Демонстрациях форм. Дуду вступает в беседу и рассказывает о той демонстрации, которая она недавно делала на соревнованиях в Пекине. Очень важно то обстоятельство, что количество гунфу, необходимое для демонстрации и соревновательных выступлений равно – необходимо одинаково хорошо готовится и к тому и другому. Дуду рассказала смеясь, что у нее подгибались ноги от страха (хм, стоит ли такое упоминать), но тем не менее, ее демонстрация была признана очень хорошей – телевидение попросило сделать специальный дубль. Джулия подтвердила: «Здесь на Тайване, мы всегда участвуем в демонстрация». При этом нет никакой необходимости изобретать специальную форму. Достаточно лишь взять вторую часть второй части, которая содержит достаточно сложных элементов и исключить из нее повторы. Конечно, соревнования были когда-то приоритетом Вана ЛаоШи. Однако, он изменил свое мнение и теперь мы пропагандируем «не-соревновательный» подход к тайцзи.

Что ж, в принципе, отношение понятно. Остается открытым вопрос, как же быть с антагонизмом, который на мой взгляд является неотъемлемой частью любого единоборства, в том числе и тайцзи.

Мы все устали и начинаем потихоньку сворачивать беседу. Подруги, пожелав мне спокойной ночи, уходят в ночь, а я отправляюсь в бассейн. В это время ночи он практически пустой.

Хорошенько поплавав, я отправляюсь в «любимое» джакузи и какими-то специями из китайской аптеки – хорошо исцеляет мои исцарапанные и ушибленные агрессивными адептами руки. Лежа в джакузи, думаю, что, наверное, если бы все было так, как говорила Джулия, то я бы никогда не стал заниматься тайцзи. Это уже не вопрос школы или верности учителю. Мне было бы просто не интересно. Единоборство – это всегда привлекало меня. Как сказал один писатель, если бы он не писал романы, то наверняка бы попал в тюрьму за убийство. Возможно, что занятия тайцзи – способ управлять своим собственным внутренним насилием? Что ж, настало время послушать другую сторону.



[1] Конечно в своей весовой категории. Приеду в Москву, обязательно найду запись ее матчей. Где-то валялись.