Даосский Центр "Великая Река"
Традиционное оружие тайцзи: меч, сабля, копье PDF Печать E-mail
Литература
Автор: Alberto   
10.07.2006 21:12

Традиционное оружие тайцзи:  меч, сабля, копье

Истории о мастерах и их оружии

Наиболее древние археологические находки оружия в Китае относятся к периоду династии Шан (1766-1402 до н.э.). Свидетельства о методах использования оружия появляются уже около 2,600 лет до н.э., во время периода Весны и Осени: в царстве Лю хранилась необычайно острая сабля – её называли "Мэн Лю" (Анналы Весны и Осени). Позже этим именем стали называть особо драгоценные сабли.

Меч

Цзянь- прямой мечВ китайских воинских искусствах существует множество различных видов оружия различных типов. Различается их назначение, длина и прочее. Также, способы применения оружия отличаются от школы к школе. Также способ применения конкретного оружия адептами той или иной школы влияет на его размеры и вес.

Даже если передача традиции владения школы оружием не прерывалась в течении долгого периода времени, то различия в подходе все равно возникают. Все люди имеют разные характеры, размеры и т.п. Поэтому тот способ, которым они владеют тем или иным оружием, является присущим только им. То же относится и к традиции преподавания – кто-то преподает простые и эффективные техники, а кто-то использует много акробатики и сложных трюков. Однако главная цель – сохранение духа искусства и практичности в самообороне.

Составными частями тайцзи-цюань являются Форма, Оружие, самооборона (включая  броски и цинна), туй-шоу. Принципы, которые тайцзи-цюань предъявляют к техникам рук и оружия: "мягкое и слабое побеждает твердое и сильное", "инь  и ян дополняют друг друга". При использовании техники также надо принять во внимание скорость, момент и силу движения оппонента.


Почему надо изучать владение традиционным оружием?

Дао-сабляВо-первых, тренируясь с оружием, мы используем иные методы нежели при практике формы. Мы можем растягивать укреплять мышцы и сухожилия и растягивать связки. При этом улучшается циркуляция крови по телу, дыхание становиться более ровным и продолжительным. Кроме того, для тренировки с оружием нужна особая концентрация внимания и культура движения: тело и оружие пребывают в гармонии. Для исполнения формы с оружием также требуется артистизм.
Во-вторых, оружие используется для самообороны. Овладение традиционным оружием дает способность к использованию любых подручных предметов в качестве оружия в ситуации жизнь-смерть для самозащиты.

Третья причина наиболее важная. Практика с оружием увеличивает нашу способность к самообладанию, так что когда возникает серьезная проблема, мы не застываем в ужасе. Если руки заняты и ноги спутаны, то мы паникуем. В повседневной жизни, увеличение уверенности в себе делает нас способными к принятию правильных решений, уменьшает вероятность ошибок и поэтому мы можем достигать успеха во многих начинаниях. Пословица говорит: "Меч питает ци, копье дает  мудрость, сабля – решимость".

 
Дао-сабля
 
Дао-сабля
 
Цзянь - прямой меч
 
Цзянь - прямой меч

 



Меч  Кунлунь

Меч Кунлунь

  • Би (резать)
  • Сы (Пронзать)
  • Ляо (Поднять)
  • Чжа (Прилипнуть)
  • Мо (Скрести)
  • До (Рубить)
  • Тяо (Поддеть)
  • Хуа (Обмахивать)

 



Копье: почему надо изучать?

Из вопросов и ответов Ван Енниня данных, им на семинаре в Малхаузе (1992 г.) 

Какой должен быть метод тренировки в тайцзи-цюань, для того, чтобы наша способность к рукопашному бою была эффективной?..

Демонстрация формы с копьемПервое, что Вам надо выяснить – правильно ли Вы занимаетесь? Второе – подобная способность всецело зависит от времени, которое вы тратите на ее тренировку. Третье – эта способность также зависит от Вашего опыта. Если вы каждый день разбиваете по кирпичу и бегаете по утрам, то Ваше гун-фу от этого не растет. Если вы хотите стать способными защищаться от одного или нескольких нападающих, то только практика формы не поможет Вам в этом. Вы также должны развивать ци. Ци должна усиливаться сама по себе на ряду с прогрессом техники бокса. Иногда Вы, нанося мне удар сами отпрыгиваете. Если я немного Вас толкну, Вы уже отлетаете. Если я бью ногой, вы отлетаете. На этом уровне любое движение – гун-фу. Вы не можете развить это умение с помощью внешнего. Вы должны понимать, как использовать внутреннюю силу.

Количество гун-фу, которое Вы приобретаете, полностью зависит от времени, которое Вы посвящаете практике. Если метод Ваших занятий подлинный и Вы вкладываете свое сердце в него, то Вы все сумеете достичь этого.

Во времена Ян Лучаня, одно прикосновение к такому человеку как он, отбрасывало Вас. Он оставался неподвижным и мог делать подобные вещи потому, что развил внутреннюю энергию. Вы не достигнете этого развитием мускульной силы. Вы не достигните этого, если будете бегать или упражняться с мечом каждый день. Это не очень полезно.

В нашей форме мы практикуем копьё, и это тот вид практики, с помощью которого развивается ци. Упражняясь с копьем, мы работаем только над внутренней силой. Необходимо работать над поясницей и ногами для того, чтобы дать возможность внутренней силе проявиться. Если у Вас нет никакой внутренней силы и поскольку Вы не используете ноги и поясницу, лучше не браться за копье. Цель практики с копьем – укрепление ног и поясницы для того, чтобы развить внутреннюю силу и ее способность проявляться. Упражнение с копьем усиливает Ваше гун-фу.

Если Вы хотите достичь того уровня, когда человек, едва коснувшись Вас отлетает, Вы должны упражняться с копьем. Сначала с 8-ми футовым (3,65м) и затем с 12-и футовым (4м ). Если Вы способный ученик, то Ваше гун-фу станет очень хорошим. Вы должны заниматься каждый день и страдать. Ваше гун-фу не увеличиться от того, что перед Вами лежит замечательное копье. Вы должны работать с ним. Вы должны достичь такого состояния, что когда вы берете копье и несете его, Вы не чувствуете его вес. Таким образом Вы развиваете ци. Не бегайте и не поднимайте тяжести – это может повредить внутренние органы. В нашей дисциплине мы укрепляем мускулы в течении всего времени наших занятий, но когда мы останавливаемся, мы расслабляем их. Развивайте ци, упражняйтесь с копьем и формами и Вы достигнете совершенства. 

Введение  в историю передачи копья тайцзи 

Бессмертный мастер Чжан Саньфэн практиковал даосские искусства на горе У-Дан. Отдыхая, он медитировал, возвращая свой дух к изначальному источнику, трудясь, он бродил среди Трех гор и Пяти вершин. Каждый день утром он забирался на вершину горы, где он собирал чудесные элементы и неуловимый ци неба и земли, с помощью дыхательных упражнений.

Однажды Бессмертный увидел вспышку золотого света там, где облака встречают вершины. Тысячи лучей чудесной ци  вращались и танцевали в Великой пустоте. Он поспешил туда, но ничего не увидел. Он поискал там, где золотой свет коснулся земли и нашел горную речку и пещеру. У входа в пещеру он заметил двух золотых змеев с блестящими глазами. Присмотревшись повнимательнее, он понял, что это два длинных копья длиной семь футов и пять дюймов. Они казались сделанными из раттана, но были не из раттана, казались из дерева, но были не из дерева. Их качество было настолько чудесны, что мечи не могли принести им вреда и они могли быть как мягкими, так и жесткими по желанию.

Из пещеры исходил неяркий свет. Бессмертный зашел туда и увидел книгу. Ее заглавие было таким: “Прилипающее копье тайцзи-цюань”. Он постигнул принципы, изложенные в этой книге и понял всю ее чудесность. Вся книга была написана в виде поэм и песен. Сегодня мы уже не способны понять все принципы и чудеса копья тайцзи-цюань, но мастер Чжан понял суть каждого слова и перевел их в движения. Ныне все люди могут изучить эти движения.

Правила фехтования

(автор - Vitim Big Cap )

 

ДУАНЬБИН - ПАРНЫЙ БОЙ НА МЕЧАХ

Дуаньбин – это тренировка реального боя, демонстрация либо разновидность единоборства, в которых применяют защитные и атакующие приемы техники владения коротким оружием - мечом-цзянь и мечом-дао. Тренировкой дуаньбин можно воспитать живой ум и неустрашимое упорство, укрепить тело, улучшить боевые возможности.

Дуаньбин – это неотъемлемая часть ушу. В древнекитайском ушу существовали лэйтай (поединки на помостах) трех видов – «Саньшоу» (рукопашный поединок), «Дуаньбин» (бой на коротком оружии - мечах) и «Чанбин» (Бой на длинном оружии - копьях). Когда в годы Китайской Республики (1911-1949 гг) действовал Центральный институт гошу, то на проводимых им гокао также присутствовал этот раздел.
После образования нового Китая (01.10.1949 г) дуаньбин существовал в качестве предмета, изучаемого в институтах физкультуры, но не был развиваемым в массах видом спорта. В 1979 году на единоборческие виды было обращено пристальное внимание. В Пекинском и Уханьском институтах физкультуры были созданы экспериментальные группы по подготовке кадров и развитию трех видов единоборства - саньшоу, дуаньбин и тайцзи туйшоу - толканию руками согласно принципов стиля тайцзицюань. Позднее благодаря огромному труду работников ушу произошло развитие саньшоу и тайцзи туй- шоу, постепенно установились правила и системы соревнований, и госкомспорт признал их официальными соревновательными видами спорта, дуаньбин же был временно отставлен в сторону. Авторы на основе своего исследования и анализа полагают, что широкое развитие этого древнего вида состязаний - дуаньбин - возможно.

ОРУЖИЕ

Длина меча составляет три чи (1м), толщина - 1 цунь (3-4 см). Для изготовления берется лоза толщиной в полцуня (1,5-2 см) либо связанные проволокой четыре пластины бамбука, снаружи это все обматывается слоем ваты или морской губки и обтягивается мягкой кожей. Так делается клинок.
После этого сшив вместе два куска толстой жесткой кожи изготавливают гарду диаметром три цуня (10см), в центре которой делается отверстие диаметром 1 цунь (Зсм), в него продевается клинок так, чтобы осталась рукоять длиной 6 цуней (20 см). Так делается меч.

ПЛОЩАДКА

На ровной земле, траве или полу яркой белой краской чертится круг диаметром 16 чи (5 м 33 см), в котором и идет бой.

СТАНДАРТНЫЕ МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ ПО ДУАНЬБИН

Общие положения

1. Спортсмены должны быть одеты в спортивные костюмы с длинными рукавами и длинными штанинами.
2. Во время боя на спортсмене должны быть надеты защитная маска, защитные перчатки, средства защиты ног и средства защиты паха.
3. Перед началом и после окончания боя спортсмены приветствуют друг друга рукопожатием.
4. Перед началом поединка в центре площадки выбираются мечи.
5. За 20 минут до схватки спортсмен вызывается в первый раз, после чего он самостоятельно разминается; за 5 минут до схватки спортсмен вызывается повторно, после чего он должен быть готов к выходу на площадку
6. Соревнования по дуаньбин проводятся между совершеннолетними мужчинами без деления на весовые категории.

Работники соревнований и их обязанности:

Для проведения соревнований требуются двое судей, секретарь, хронометрист, судья при участниках и санитар.
Обязанности судей:
1) Проверить площадку и оружие.
2) Проверить экипировку участников.
3) Во время соревнований подавать команды начала, окончания и перерыва.
4) Начислять очки и определять победителя.
5) Провозглашать победителя.

Секретарь ведет протоколы и фиксирует результаты.
Хронометрист следит за временем боев, перерывов и остановок и подает соответствующие сигналы.
Судья при участниках вызывает спортсменов для поединка.
Санитар следит за здоровьем спортсменов во время соревнований и оказывает первую помощь.

Методы начисления очков и стандартные правила:

Присуждение 1 очка
1. Нанесший клинком удар по любой части тела противника (кроме затылка и паха) получает 1 очко.
Примечание: в данной книге рассматриваются реально-боевые техники, не имеющие ограничений на поражаемые зоны.
2. Если противники непрерывно наносят друг другу удары, то ударивший первым получает 1 очко.
3. Если оба противника уронили оружие на землю, то уронивший последним получает 1 очко.
4. Если в бою один из противников заступит обеими ногами за ограничительную линию, то его противник получает
1 очко.
5. Задевшему в бою клинком свое тело засчитывается самопоражение, противник получает 1 очко.
6. Если в момент удара оружие спортсмена оказалось выбитым из рук, то его противник получает 1 очко.
7. Если один из спортсменов схватил рукой чужой клинок, то его противник получает 1 очко.

Присуждение 2 очков
1. Ударом заставивший противника упасть либо коснуться земли кистью руки, локтем или коленом, получает 2 очка.
2. Выбивший оружие из рук противника получает 2 очка.
3. Если оба противника упали либо коснулись земли кистью руки, локтем или коленом, то коснувшийся земли последним получает 2 очка.
4. Схвативший рукой рукоять меча противника получает
2 очка.
5. Если спортсмен намеренно толкнул противника мечом, вне зависимости от результата противник получает 2 очка.

Присуждение 3 очков
Схвативший рукой рукоять меча противника и вырвавший у него меч получает 3 очка.
Неначисление очков
1. Противники ударили одновременно, очки не начисляются.
2. Противники одновременно упали, очки не начисляются.
3. Противники одновременно роняют мечи, очки не начисляются.

Определение победителя
1. Каждый бой длится 3 раунда, каждый раунд - 2 минуты, перерыв между раундами - 1 минута.
2. По окончании трехраундового боя производится определение результата, набравший большее количество очков признается победителем.
3. Если очков в бою набрано поровну, то победителем признается более активный участник.
4. Если один из противников дисквалифицирован за нарушение правил, то другой признается победителем.
5. Если один из спортсменов не явился на бой, то его противник признается победителем.

Нарушения
1. Атака до сигнала к началу боя или после сигнала об остановке.
2. Получение в ходе боя указаний извне.
3. Слова и действия, препятствующие ходу соревнований.
4. Атака ударами рук, ног или бросками.
5. Атака после того, как противник выронил оружие.
6. Грубое поведение в ходе соревнований.
7. Неподчинение судьям.

Наказания
1. Нарушивший правила один раз карается предупреждением.
2. С нарушившего правила дважды снимается 1 очко.
3. Нарушивший правила трижды дисквалифицируется.