Даосский Центр "Великая Река"
Ответы Мастера Ван Янниня на вопросы студентов PDF Печать E-mail
Литература
Автор: Alberto   
12.07.2006 02:52

На разных семинарах студенты задавали Мастеру Ван Янниню различные вопросы. Ниже представлены записи некоторых ответов.

Ван Яннин1. Не могли вы нам объяснить, как должен дышать преподаватель, когда для обозначения вдохов и выдохов, он использует звуки XI и HU?

– Вопрос не очень сложный. Однако, вы не сможете на него ответить, если раньше никогда не преподавали. Но среди вас много учителей и, к тому же, существует все лишь один маленький секрет, узнав, который, вы во всем разбиретесь. И так, у вас никогда не получится произнести звук XI на вдохе. Что же делать? Когда же надо делать вдох? Прежде всего, надо выделить два момента – это дыхание до и после звуков XI и HU.
Перед тем как произнести XI, надо сначала быстро сделать вдох через нос или рот. Вдох как во время плавания перед тем, как погрузиться под воду. И только потом, вдохнув воздух, вы произносите XI на выдохе. И так, вы сначала вдыхаете, но затем, чтобы произнести звук, вы выдыхаете. Но как же произнести HU, если у вас уже не хватает на это воздуха? Следовательно, вы еще раз делаете вдох, и только потом, на выдохе, произносите HU.
Таким образом, как HU, так и XI произносятся на выдохе. Но перед и после каждого звука, надо делать быстрый вдох. И именно при таком дыхании, у вас не возникнет ощущения, что вам не хватает воздуха и вы можете задохнуться.
Однако, ваши звуки должны быть громкими и сильными. И чтобы достичь этого, вы должны тренироваться. Если во время занятий ваш голос такой тихий, что только вы можете его услышать, то это вряд ли пойдет на пользу ученикам. Поэтому надо найди уединенное место, где вы могли бы накричаться от души. Даже оперные певцы тренируют свой голос.
Когда я был военным, и у меня было много подчиненных, и чтобы они меня слушали и уважали, мой голос должен был быть сильным и громким. Если у меня под рукой не было микрофона, то перед огромным количеством подчиненных мне приходилось очень громко говорить и иногда даже кричать. А служил я в артиллерийских войсках. И при условии, что из-за различных взрывов там было очень шумно, и не было никаких телефонов, никаких электронных средств, не обладай я сильным и громким голосом, вряд ли бы меня хоть кто-нибудь услышал! Поэтому я уходил в лес и тренироваться. Люди, проходившие мимо, услышав мои пронзительные крики, думали, что у меня крыша поехала. Но тем не менее, каждый из вас должен тренироваться, чтобы голос стал более сильным и громким. Вдобавок, это очень полезно для вашего здоровья, для укрепления вашей энергии, которую вы можете так же передать своим ученикам, и, тем самым вдохновить их на большие «подвиги».
У кого нет привычки дышать таким образом, в начале выполнения формы произносят звуки довольно громко, и это правильно. Однако к концу они постепенно выдыхаются, и их голос слабеет. Чтобы подобные вещи не происходили, надо использовать свою внутреннюю энергию и дышать через дантянь, так как если вы будете издавать звуки горлом, то уже через пять минут вы выдохнетесь и охрипните. Но вы не столкнетесь с подобными проблемами, если вы будете использовать дантань, и тогда ваши звуки будут энергичными и громкими.

2. Надо ли учителю обозначать выдохи и вдохи с начала до конца занятий?

– Да, конечно.

3. А разве это не нарушит дыхание самого учителя?

– Вот уже 40 лет, как я практикую подобным образом, и до сих пор еще не сталкивался с какими-либо трудностями. Достаточно два раз быстро вдохнуть, что соответствует одному глубокому вдоху. Но, самое главное - это дышать через дантянь, и тогда уж точно все будет в порядке. И наоборот, у вас будет масса проблем, если не использовать дантянь. Кроме этого, учитель должен сам определять силу своего звука, в зависимости от количества присутствующих учеников и места занятий. Чем больше учеников, тем сильнее звук. Но самое главное для учителя - это не напрягаться, полностью расслабиться во время занятий.

4. Можно ли быть увереным, что при вдохе, ци (дыхание) опустется до уровня коленей?

Это можно понять и ощутить довольно легко. Но ци может распределяться по всему телу, не обязательно только до уровня коленей. Оно может опускаться даже ниже. Но вы хотите, что бы я это вам гарантировал? Но я не могу этого сделать, так как все зависит только от вас и ваших занятий. Вот если вы будете тренироваться, вот тогда я и смогу вам дать хоть какую-то гарантию. Ну а теперь о самих занятиях. Как же надо заниматься? Самое важное - это пропускать свое дыхание через дантянь. Когда вы расслаблены, и воздух, через нос или через рот, опускается до уровня дантяня, вот именно тогда ци и опускается не только до уровня коленей, а проходит по ногам до самых кончиков их пальцев. Но, чтобы добиться этого, надо, в свою очередь, достичь некоторого уровня в ней-гуне. А ней-гун – это работа с дыханием, при котором используется дантянь. Чем больше наполняется дантянь, тем больше у вас появляется сил. Если вы можете делать маленькую циркуляцию, это уже хорошо. Но будет еще лучше, если вы будете в состоянии сделать и большую циркуляцию. И так, вы уже, наверное, поняли, что самое главное – это дыхание (ци)! И, поэтому, если вы будете заниматься ней-гуном, вот тогда я и смогу вам гарантировать результат.

5. Почему перед тем как приступить к изучению тайцзи не занимаются ней-гуном?

– В моей книге сначала описываются упражнения по ней-гуну, потом - базовые упражнения, и только затем - форма. Почему именно так? Так вот как я вам отвечу, после нескольких лет моей практики - многие ученики говорят «я хочу изучать тайцзи, а не ней-гун». Другие же говорят наоборот. Но а в действительности, чем же надо заниматься? Надо практиковать и ней-гун, и тайцзи. Однако не менее важно и с чего начинать свои занятия. Лучше начинать – с ней-гуна, так как, если сразу приступить к тайцзи, то это не приведет к нужному результату. Вот, например, базовые упражнения – вы не сделаете их должным образом, если будете неправильно дышать. Таким образом, если у вас есть возможность, лучше всего начинать свои занятия с ней-гуна, так основой всего является правильное дыхание!

6. Толкая «крюком», во время выполнения «простого кнута», нет ли риска сломать свои запястья?

– Риска нет, тк два пальца одной руки с силой подпирают у основания большого пальца другую руку. Но если этого не сделать, то с вашим запястьем можно попрощаться. Это очень важно, поэтому если вы будете использовать этот метод, то у вас не будет никаких проблем.

7. В нашей школе вы не практикуете саньшоу, так как считаете, что тогда мы не достигнем должного уровня. Есть ли еще какие-нибудь причины?

– Изучение применений – это саньшоу, но никак не дуйда (последовательная парная форма – один наступает, другой уклоняется, и наоборот. При этом примеяются заранее оговоренные движения). В настоящее время можно увидеть много людей, которые практикуют дуйда. Но это не саньшоу. Например, те кто занимаются рукопашным боем Шаолиня выполняют различные формы, в которых заранее оговариваются все действия. Но опять же это не саньшоу, это дуйда.

Следует отличать саньшоу от дуйда, т.к. это две совершенно разные вещи. Саньшоу - это свободный спарринг, а дуйда – это последовательная парная форма. Увидев двоих людей, практикующих дуйда, не говорите, что они делают саньшоу. Это не так. В саньшоу надо уметь, не задумываясь, применять каждое движение в любой ситуации. Вам надо реагировать мгновенно, даже если вы и не знаете будущих действий атакующего вас человека. Ему нельзя сказать «Подожди, мне нравится такое движение, давай попробуем что-нибудь другое!» или же «А я был еще не готов!».

В тайцзи есть люди, которые говорят, что они занимаются саньшоу, но они ошибаются. Так как саньшоу представляет собой подробный разбор каждого движения, тщательное изучение максимально возможных его применений. Что касается дуйда, то может быть это выглядит очень красиво со стороны, однако это не готовит вас к внезапной атаке, когда вам уже будет не до «вопросов».

Вы находитесь на том уровне, когда уже можете изучать саньшоу, которое заключается в изучение применения движений, но не последовательную парную форму. Поэтому надо изучать применение, чтобы потом перейти к саньшоу.

8. Есть ли среди ваших китайских учеников выдающиеся мастера? И где же их можно найти?

– Мои китайские ученики на Тайване значительно отличаются от западных. Как только они осознают, что достигли хорошего уровня, и что им не составит труда выиграть на соревнованиях, они практически сразу прекращают свои занятия тайцзи, так как полагают, что достигли своей вершины, и занятия им уже ни к чему. При встрече с ними, они вам скажут: «Да как вы осмеливаетесь сомневаться во мне, посмотрите на все мои награды!»

Есть также среди моих китайских учеников и те, которые занимаются преподаванием. Однако, на самом деле, среди них довольно трудно найти хороших мастеров тайцзи. Те, кто уже в возрасте, вряд ли, смогут стать настоящими экспертами, так как у них уже хватает сил на улучшения только своего здоровья. Ученики же после 35 лет уже больше заняты вопросами зарабатывания денег и своей работой. Когда они начинали заниматься, у них все хорошо получалось, но, увы, в конце концов, они забрасывают свои занятия. Некоторые молодые ученики очень хорошо занимаются и подают большие надежды. Но, тем не менее, все их усилия будут потрачены понапрасну, так как, в итоге, они могут бросить все и, например, уехать заграницу.

Что касается меня, то я занимался тайцзи с господином Zhang как утром перед работой, так и вечером. Другие же после работы шли развлекаться в ресторан или какие-либо другие заведения. Они всегда звали меня с собой. Ну а я, естественно, отказывался. Почему? Да потому что я шел на тренировку. Они говорили мне, что я не «в себе», что я болен. Но а я им отвечал, что это действительно так. Когда я приехал на Тайвань, я их разыскал. Из всех кому было от 75 до 85 лет – уже ¾ ушли в мир иной. А вот я уцелел! Оставшиеся в живых – прикованы к кровати. А я же чувствую себя великолепно. Увидев меня, им захотелось узнать секрет моего хорошего здоровья. На что я им ответил: «Я занимался, а вы пили и пели! Я говорил, что иду заниматься тайцзи цюань, вы же смотрели на меня как на больного». На что они мне ответили: «Мы не могли даже представить, что занятия тайцзи столь эффективны. А можем ли приступить к занятиям прямо сейчас?» Ну а я им говорил: «Конечно. Достаточно и того, что вы еще в состоянии передвигаться». Ну и они, конечно, сразу же соглашались, но только при одном условии, что подождут пока их состояниие улучшится. Встретив их спустя некоторое время, вы спросите: «Почему вы еще не занимаетесь? Что же случилось?». Их ответом будет: «Мое здоровье еще не достаточно улучшилось». На самом же деле у них просто никогда не было желания заниматься тайцзи. Я же в свое время занимал высокий пост в правительстве, и у меня было много ответственности и обязанностей. Но, несмотря даже на это, я все равно продолжал свои занятия тайцзи. Я так же занимался вне зависимости от страны, где бы я находился. Вот, например, даже после своей свадьбы, когда у меня были некоторые проблемы со свободным пространством, я продолжал заниматься на кровати. Только благодаря своим непрерывным занятиям, я мог улучшать свой уровень в тайцзи.

Я еще не встретил человека, который был бы в состоянии меня победить. Но слишком мало китайских учеников, которые занимались бы как я. Может быть, на занятиях ученики и занимаются, однако вернувшись домой, они уже ничего не делают. Некоторые из учеников даже не соизволяют появляться на интенсивных занятиях, проводимых в выходные дни. Несмотря на все это, я еще не потерял надежды, что мои ученики смогут превзойти меня. Но, к сожалению, я не в силах ничего изменить, так как они забрасывают занятия, как только на их пути встречаются какие-нибудь препятствия. Я несколько раз встречал талантливых, хорошо сложенных для тайцзи учеников, но, увы, уже на 3 день занятий я от них слышал такое оправдание: «Ой! А я так занят, мне не хватает времени для тайцзи». Я также встречал и тех, кто готов был отдать все свои силы на занятия тайцзи. Однако их физические и умственные способности были не достаточно развиты, и поэтому они забрасывали занятия, как только понимали, что это слишком трудно для них.

У меня так же остается надежда, что и некоторые из моих иностранных учеников все же смогут стать мастерами. Те, кто занимался у меня, великолепно знает, что я изо всех сил пытаюсь передать всё, что мне известно. У меня нет никаких секретов, предназначенных специально для избранных. Да и к тому же я даже написал свою книгу в надежде, что все мои ученики смогут добиться высоких результатов. Мои китайские ученики не превзошли меня, но я все еще же надеюсь, что в один прекрасный день найдется хоть один такой гений. Я знаю, что среди вас есть те, у кого уровень гун фу не хуже моего, но вам надо еще поработать над технической стороной вопроса. Надо продолжать работать с техническим аспектом, надо изучать и знать каждое применение. Если вы уже в состоянии быстро применять каждое движение в схватке, без каких-либо размышлений, это уже не плохо. С каждым годом вы совершенствуетесь, благодаря вашему опыту и практики. Я же старею с каждым годом, но, а вы, наоборот, с каждым годом должны становиться сильней...

9. Изучение применения является неотъемлемой частью обучения тайцзи. Так когда же надо приступать к изучению применения: после изучения формы или же до? И для чего надо изучать применение - для формы или для туй-шоу?

– Начинать надо с изучения трех частей (duan) формы. Как же можно, толком не зная движений, приступить к изучению их применения? Естественно, надо начинать с изучения формы, а уж после приступать к изучению применения движений. Изучение тайцзи похоже на процесс развития ребенка: сначала он должен научиться ползать, потом – ходить, ну а потом уже и бегать. Делать по-другому – просто невозможно, да и неправильно к тому же. Подобный метод используется и при изучении тайцзи – сначала надо выучить основу, ну а потом постепенно совершенствоваться.

Таким образом, надо начинать с формы, и только потом отрабатывать применения движений, ну а в конце приступить к туй-шоу. Те, кто раньше пытался делать туй-шоу, не зная применения, добьются намного больших результатов, как только его выучат. Вдобавок применение очень связано с формой. Поэтому, как только вы выучите применение, ваша форма, практически больше не изменится. Да и вы уже ее никогда не забудете. Что же касается туй-шоу, то, именно знание применений обогатить ваш «словарь» движений и улучшит ваши возможности в туй-шоу.

Раньше я не преподавал применения, так как моим ученикам на Тайване это было не интересно. Однако моим китайским ученикам стало завидно, когда мои иностранные ученики приехали на Тайвань на семинар по применению. Они мне сказали: «Учитель, вы преподаете применение для иностранцев, а нам нет. Но мы хотим, чтобы вы провели семинар и для нас тоже!» На что я ответил: «В то время, когда я начал семинар по применению, никто даже не записался на него. Таким образом, как только вы запишитесь, вот тогда я проведу семинар и для вас». В результате записалось всего 50 человек. И тогда я начал семинар по применению, чему все были довольны. Почему были все довольны? Да потому что китайцы хотели во что бы ни стало догнать иностранцев, которые знали больше, чем они. Ну а мне это помогло в следующем: уже прошло 12 лет, как я написал свою первую книгу, а так как, практически, весь мир хочет изучать применение, я приступил к написанию второй книги – по применению, и я делаю все возможное, чтобы закончить ее как можно быстрее. Мне стало намного интересней писать. И уже не надо ждать еще 12 лет, чтобы вышла вторая книга. Она появиться очень скоро.

10. Символ тайцзи довольно часто можно увидеть в различных журналах, в книгах, и даже на одежде. Причем существует много вариаций на тему: черная сторона может располагаться то справа, то слева и т.д. Существует ли единственный вариант изображения символа и какой именно? И могут ли существовать разные изображения с различными значениями и какими именно?

– Все эти изображения являются правильными и приемлемыми. Человек пришел из небытия (wuji). Инь и ян зародились в небытие. И пока существуют инь и ян, есть и Тайцзи. Эмблема Тайцзи символизирует жизнь человека на земле. Если черная «рыбка» расположена с правой стороны, а ее голова - наверху и, при этом смотрит - налево, то это Тайзци - инь, ассоциирующийся с женским началом. Если же, наоборот, рыбка расположена с левой стороны, ее голова внизу и при этом развернута направо, то это Тайцзи ян (мужское начало). Чтобы было понятнее, то: если Тайцзи движется по часовой стрелке – это тайцзи ян, и, наоборот, против часовой стрелки – это тайцзи инь. То есть достаточно лишь приглядеться к направлению, по которому движется символ. При этом любое направление, в котором бы ни двигался символ, является правильным.

11. Существуют «скрытая традиция» школы Ян и стиль школы Ян, предназначенный для широкой публики. Существуют ли различия между ними, особенно, что касается применения и формы? В чем они заключаются?

– В скрытой традиции каждое движение выполняется с двух сторон, то есть как справа, так и слева. Например, если в первой части формы мы делаем какое-либо движение только с правой или только с левой стороны, то это же движение в других частях формы уже выполняется с другой стороны. Это делается для улучшения координации и одновременного развития обеих сторон. Это не как при обучении письму, когда тренируется только правая рука. В нашей же форме одинаково важно развивать и использовать как правую, так и левую руки. Тем самым мы добиваемся полного изображения Тайцзи.

А что касается современных школ стиля Ян, то они делают только половину тайцзи, так как они не используют обе стороны. Как, например, движение «ухватить воробья за хвост» выполняется только с правой стороны. И это, заметьте, значительное отличие! Движения же «скрытой традиции» выполняются по круговой или спиральной траекториям. И именно благодаря спирали можно добиться пластичности и плавности движений. В современном же стиле движения описывают только полукруг и поэтому они не такие уж и плавные. А на самом деле все части тела – запястье, руки, локоть, плечи, бедра, талия, колени, лодыжка – должны двигаться по кругу. Как этого достичь? Использовать спираль! Как верхняя, так и нижняя части тела должны описывать круг. А соединять эти два круга можно именно спиралью. В итоге получается «скрытая традиция» Ян. В современном же стиле эти два круга соединены прямой линией. В других стилях, как, например, в стиле Sun, He, Qu - нет спирали. А в стиле Chen энергию мобилизуют, как бы вытягивая шелковую нить из кокона.

12. Как надо тренироваться в тайцзи, чтобы одержать победу во время схватки, от исхода которой зависит твоя жизнь? То есть, чтобы уметь защищаться от одного или нескольких человек, которые покушаются на вашу жизнь без или даже с оружием? При условии, что убежать или пресечь конфликт просто невозможно?

– Надо знать следующее вещи: во-первых, правильно ли вы тренируетесь, во-вторых, ваши возможности зависят от времени, проводимого на тренировках, и, в-третьих, ваши возможности зависят от вашего опыта. Вы вряд ли сможете улучить состояния своего гун фу, если весь день напролет будете разбивать камни или бегать до изнеможения. Для того, чтобы достичь такого уровня мастерства, когда вы сможете победить одного или нескольких нападающих на вас противников, вам достаточно всего лишь делать форму.

Кроме этого, надо также развивать свою энергию ци. Ваша ци должна крепнуть по мере того, как совершенствуется ваши боевые навыки. Я могу совершенно не двигаться, и если вам так уж захочеться ударить меня кулаком, то вы просто отлетите от меня. Так же вы отлетите от меня, если я вас тихонечко толкну. То же самое призойдет с вами, если мне захочеться ударить вас ногой. Вы никогда не добьетесь такого результата, если будете применять только внешную силу. Для этого надо уметь пользоваться своей внутренней энергей.

К тому же ваше мастерство (гун фу) напрямую зависит от количества времени, потраченного на ваши занятия. Каждый из вас сможет достигнуть такого уровня, если будет правильно заниматься и отдаст занятиям всего себя. Вы, конечно, можете накачивать мускулы, все дни напролет бегать или заниматься с саблей. Но это, практически, ни к чему хорошему не приведет.

В нашем стиле для развития ци надо выполнять упражнения с шестом, так как именно благодаря этим занятиям мы работаем над своей внутренней энергией. Для того, чтобы развивать свою внутреннюю энергию надо использовать свои ноги и поясницу. Если у вас нет внутренней энергии, и вы не используете ни свои ноги, ни свою поясницу, вам просто бессмысленно брать в руки хоть какую-нибудь палку. Цель упражнений с шестом заключается в том, чтобы разрабатывать и укреплять как поясницу, так и ноги, чтобы в итоге развить внутреннюю силу и освободить ее. То есть это упражнение укрепляет ваше гун фу. И именно занятия с шестом позволят вам достигнуть того уровня, когда от вас будут отскакивать люди, наносившие вам удары любой силы.

Сначала надо заниматься с шестом длиной в 3,65 м, затем – длиной в 4 м. Заниматься изо дня в день, до полного изнеможения. Причем, надо достигнуть такого мастерства, когда взяв шест, у вас не возникнет ощущения, что у вас в руках вообще что-то есть. Не надо бегать, не надо ничего разбивать, не надо заниматься тяжелой атлетикой, так как всем этим вы, просто-напросто, повредите свои органы. Да и к тому же, занимаясь такими образом, вы, может быть, и отрастите себе огромные мускулы, однако как только вы прекратите заниматься, ваши мускулы, которые вы так скрупулезно наращивали, просто исчезнут. Лишь развивая ци, тренируясь с шестом и делая форму – вы сможете улучшить свое мастерство!

13. Ознакомившись с историей вашей жизни, я понял, что вам пришлось перенести тяжелые испытания. Не могли вы поделиться с нами уроками, которые вы вынесли из своей жизни? Какая же философия вашей жизни? И что для вас в жизни является главным?

– У меня только одна вера. Я не бегаю от одной религии к другой, так как, кем вы ни были, буддистом или католиком, все равно, верите вы в одного и того же бога. Чтобы с вами в жизни не происходило, не надо в этом упрекать всевышнего. Надо продолжать верить. Вера должна оставаться всегда. Единственное во что я верю – это в человека и в самого себя. Я делаю только то, что считаю правильным и в чем уверен. И наоборот, я не делаю того, в чем я не уверен, и думаю что это неправильно. Каким бы не было время - плохим или хорошим - я все равно продолжаю жить. Главное в этой жизни – это продолжать радоваться каждый день!. И я чувствую себя счастливым, и меня ожидает многое впереди. Я хочу рассказать вам о том, как стать хорошими преподавателями, а так как вы все преподаватели, следовательно, это будет всем интересно. Когда я приехал на Тайвань, мой друг по занятиям Zheng Man Qing превосходил меня, и все думали, что он очень хороший мастер. Обо мне же думали, что мой гун фу в не очень хорошем состоянии. Такого же мнения обо мне был и сам Zheng Man Qing. Однако, если речь шла об преподовании, то люди считали, что хорошим учителем являюсь именно я. Следовательно дело не только в вашем гун фу. Может быть гун фу Zheng Man Qing и было хорошим, но, вот как преподаватель – он слишком задавался. Если у него не было времени на преподавание, он, просто-напросто, отказывался заниматься. Он не начинал занятия, пока все ученики не собирутся в зале, и покидал зал, когда занятия еще не закончились. Он не оставлял время ученикам, чтобы они могли задавать ему вопросы. Приехать же к нему домой и пообщаться там - быдо не так уж и легко. Однако мой друг был не таким уж и плохим человеком. Просто все проблемы заключались в его жене – госпоже Zheng Man Qing. Уж очень суровой она была! Таким образом, у него было трудно учиться. А вот я – совсем другое дело! Перед занятиями меня всегда можно найти в зале, даже когда ученики еще не собрались. Но а после занятий, когда некоторые ученики уже разошлись по домам, я еще в зале. Как только у учеников возникают какие-нибудь вопросы, они легко могут задавать их мне. Короче, не надо с остервенением искать учителя с великолепным гун фу. Надо искать всего лишь хорошего учителя, который в состоянии обучать и научить.

14. Многие утверждают, что во время сексуальной активности вместе с потерей спермы, мужчины теряют свою ци, а так же, что свою сексуальную энергию можно превратить в ци, а ци в shen, если заниматься медитацией. Существует ли прямая взаимосвязь между сексуальной энергией и ци? И можно ли каким-либо образом во время секса не расстрачивать свою ци?

– Да уж, это действительно очень важный вопрос для людей, занимающихся тайцзи! Сексуальная жизнь – это очень серьезная тема для мужчин после 50 лет и для женщин после 45. Секс пойдет вам только на пользу, если вы будете заниматься им по-необходимости и тем более, когда вы влюблены. В этом случае, вы не только не потеряете ци, вы ее еще и пополните. И наоборот, вы наносите огромный вред своему здоровью, если занятие сексом для вас в тягость. Это касается, как женщин, так и мужчин. Людям в преклонном возрасте, для которых сексуальная жизнь просто необходима, надо быть более разборчивыми в своих отношениях. Не надо напрягаться и злоупотреблять своими сексуальными способностями! А что касается ци, то она, ни коем образом, не сказывается на улучшении вашей сексуальной активности. Для нас накапливание ци является своего рода «подпиткой» организма. И поэтому, вы вряд ли, вы чего добьетесь, если перед каждым своим сексуальным подвигом, будете придаваться медитации! Надо всего лишь не терять головы, и не пытаться превзойти самого себя. Выполняя такие простые условия, ваше здоровье не пострадает. И наоборот, если вы все же будете пытаться превозойти свои возможности, вот тогда пагубный ущерб вашему здоровью просто обеспечен. Для адептов тайцзи не надо забывать о важности «подкормки» своего организма. Jing является очень важным как для женщин, так и для мужчин. Надо питать jing, которая поступает из крови. Если вы хотите улучшить здоровье, надо чтобы ваши белые и красные кровяные тельца могли нормально развиваться. Тем не менее я не могу рассказать вам больше, так как я сейчас в Европе, и у меня очень мало времени. Но если эта тема вас заинтересовала, и вам хочется узнать больше, то вам надо будет пройти церемонию инициации, и тогда я смогу вас обучить некоторым техникам. Ну а сейчас не стоит больше возвращаться к этому вопросу.

15. Не могли бы объяснить нам разницу между Baishi и Ketou (Ketou – ритуальный поклон перед учителем, Baishi – церемония посвящения в ученики)?

– Ketou и Baishi, практически, никак не взаимосвязаны. Ketou не имеет никакого значения, если вы не прошли обряд инициации. Пройдя церемонию посвящения, вы получаете новые знания, но, вряд ли, вы что-то узнаете, делая поклоны. Именно во время Baishi учитель передает вам свои знания. А когда вы делаете Ketou, вы показываете свое уважение к учителю. Это свидельствует о вашей вежливости. И именно поэтому надо делать поклоны во время церемонии посвящения. Для одних Ketou значит очень много, но для других – это не так уж и важно. Вы все являетесь моими учениками, но вы не обязаны кланяться передо мной. Однако, вам должно быть известно, что даосизм заключает в себя много секретов, которые могут быть расскрыты только посвященным. И поэтому, если вы станете моими учениками, не в области тайцзи, а в области даосизма, и если вы поклонетесь мне, тогда я смогу передать вам мои знания. Поклон, который вы делаете мне, на самом деле обращен через меня к Богу. В даосизме есть такое выражение: «Небесные секреты не должны раскрываться». Поэтому только после того как вы сделаете Ketou, я смогу их вам раскрыть. Те, кто делают Baishi не обязаны делать Ketou. Церемония посвящения в даосизме, не имеет ничего общего с церомонией в тайцзи. Ketou является проявлением уважения и признания своего учителя, а Baishi – означает, что вы хотите получть знания от учителя.

16. Почему мы приподнимаем пятку во время занятий?

– Для того, чтобы тренировать ноги. Нога инь опускается, нога ян поднимается. И это, в свою очередь, позволяет избежать такой коварной болезни как двойная нагруженность.

17. Верите ли в реинкарнацию?

– Верю, однако перерождаться могут лишь преверженики дао. В Индии, в Тибете, в Монголии поклоняются живому Будде. Умерев, он сразу же перерождается в другом теле. В даосизме же реинкарнация означает, что вы не достигли своей цели, и вам еще есть, чем заняться на этой земле. Таким образом, мы возрождаемся, чтобы продолжить свой незаконченный путь. Самый высокий уровень, которой можно достигнуть в даосизме – это больше не возвращаться, то есть не перерождаться, тем самым, достигнуть бессмертие. Католики в этом случае говорят о попадании в рай, даосы же говорят о достижения бессмертия. Иногда даже можно повстречаться с такими личностями, которые помнят все, что они делали и изучали в своих прошлых жизней. А в этой жизни они умудряются используются свой накопленный опыт. Однако таких людей единицы, и встретить их можно уж очень редко. Да, я верю в реинкарнацию!

18. Как расположен язык во время выполнения формы?

– При вдохе кончик языка прижимается к основанию верхних зубов, а при выдохе – к двум нижним зубам, и при этом надо выдыхать через два образовавшихся отверстия. Через час или два после занятий, всегда выделяется слюна, и её в ни коем случае не надо выплёвывать, так как она очень полезна для вашего организма.

19. Закачивая выполнение формы, мы должны оказаться на том же месте, с какого ее начинали?

Если кому-то, хотя бы раз, удавалось такое проделать, то в конце он может сказать себе, что он действительно чего-то добился. (он уже не тот, что прежде). Однако, на самом же деле, это не так уж и важно. Я думаю, что большинство присутствующих здесь не способны на такое. А вот я могу. Это все дело практики и опыта. Вы должны сами регулировать свои шаги в зависимости, где вы должны оказаться. Вы можете их увеличивать или уменьшать. Но нужно ли это? На самом же деле, в этом нет никакого смысла, да и необходимости тем более. Однако, такой метод будет очень кстати во время демонстрации формы перед зрителями, так как, если я закончу показ формы в совсем другом конце зала, из которого мне придется бежать в другой конец, чтобы поприветствовать зрителей, это будет не совсем вежливо. Но утром, когда вы делаете форму только для себя любимого, подобный вопрос не должен вас беспокоить вовсе.

20. Выполняя первое базовое упражнение (а именно, наклоны вперед), как долго надо задерживаться внизу? И разве не говорят, что движения в тайцзи должны быть непрерывны?

– Действительно, в тайцзи не следует останавливаться. Но почему же мы задерживаемся внизу, делая наклоны вперед и в стороны? Это делается для того, чтобы растянуть связки и сухожилия. У вас, может быть, и возникает такое ощущения, что вы останавливаетсь, однако, yi и ци все еще находятся в движении Вот, например, в туй-шоу, толкнув, кажется, что на этом движения и закончено. Тело, может быть, уже и не движеться, но, на самом деле, yi и ци все еще продолжают циркулировать. К тому же, в большинстве случаев, наклонившись внизу, вы выдохнули еще не весь воздух. И только, когда вы выдохнете все, тогда вам и следует подниматься. Когда утром мы выполняем это упраженение вместе, то задерживаемся внизи приблизительно 6 секунд. Именно на протяжении такого промежутка времени можно поменять свое дыхание. Однако базовые упражения и выполенение формы – это не одно и тоже. Развитие ци, растяжка связок и сухожалий, придание гибкости костям - вот цели, приследуемые базовыми упражениями. И при выполнении упражнений можно позволить себе небольшую передышку, для того чтобы поменять дыхание. Однако, во время выполнения формы - движения должны непрерывно следовать друг за другом, без каких-либо остановок. Может быть энергия (jing) и останавливается, однако yi и ци продолжают свое движение. Мы можем приостановить выпуск силы, однако ни энергия, ни мысль не должны останавливаться. Во время выполнения как базовых упраженений, так и формы мы полностью расслабляемся, но тем не менее, ци и намерение не останавливаются. А вот при выполнении упраженений, наоборот, если вы остановитесь, то это не значит, что вы сделали что-то неправильно. Это даже полезно для вашего организма.

21. Как проходили тренировки с вашим учителем? Сколько часов в день вы занимались и где именно?

– Занимался я с учителем Zhang Qinlin такими образом: утром с 5 до 7 часов проходила тренировка, после чего я завтракал и шел работать. С 12 до 14 часов я опять тренировался, потом обедал у учителя. Заканчивая работу в 17 часов, я отдыхал около часа и снова шел на тренировки и занимался с 19 до 21. Каждый день я занимался минимально 6 часов. Иногда учитель задерживал меня и на протяжении часа беседовал со мной. Но, естественно, разговаривал он исключительно о тайцзи, и не о чем другом. Таким образом занимался чаще всего около 7 часов. Я тренировался каждый день, о выходных не могло быть никакой речи. И мне очень повезло, что в это время, я не был еще женат, так как мне не надо было заботиться ни о своей семье, ни о своем доме. И именно благодоря этому у меня было так много времени на занятия. Вот так вот!

22. Почему наш стиль называется Yangjia Michuan Taiji Quan?

– Термин «скрытая традиция» означает, что обучение проводиться не для всех, является избирательным и преподается только лучшим ученикам. Раньше наш стиль был закрытым. И только после того, как я приехал на Тайвань, а прошло уже, практически, 42 года, я сделал изучение этого стиля доступным всем и каждому. У учителя Zhang Qinlin было всего 8 учеников и только 3 из них обучались стилю Yangjia Michuan Taiji Quan. И до сих еще живы только 3 из 8 учеников. Lee Yu Long, который находится в родственных связях с Zhang Qinlin, живет в Baotou во Внутренней Монголии. Однако он не знает скрытого стиля. Пройдя через церемонию посвящения (baishi), он получил обучение только упращенного стиля, а именно, стиля под названием «одинокая рука», который он и преподает в настоящее время в Китае. Serge Dreyer навестил его и соообщил мне, что Lee Yu Long преподает что-то похожее на технику Шаолиня. Другой ученик, которого я раньше тоже не встречал - это Li Fu Yuan (иероглиф Fu значает «повторять»), и который тоже является в родственной связи с Zhang Qinlin. Был еще один ученик Zhang Qinlin. Он взял его на обучение, после того, как все ученики покинули его, и он даже не знал, что с ними стало. Но этот последний ученик, которого я так же никогда не видел, практически, не занимается преподаванием воинских исскуств. За время распространения стиля Ян многие школы Ян стали подвиргать сомнению существование «секретной традиции» школы Ян как таковой. Заявляя, что этот древний стиль был выдуман совсем недавано. Но люди, распространяющие эти слухи, обладают лишь поверхностным знаниями о истории тайцзи. Они утверждают, что упращенный стиль Ян – это единственный стиль. Я не могу сказать, что это неправда, так как, в дейстивтельности, такой стиль существует, и это тоже тайцзи. Однако, те кто уже занимается тайной традицией семьи Ян, а также знаком со стилем Чень, наверное, осознали, что сектретный стиль Ян отличается от упращенного стиля. Основатель Yang Luchan владел кулачным боем под названием «hong quan», и который включал в себя две формы - короткую и длинную. А семья Чень занималась стилем «горячий(взрывоопасный) кулак» (Pao quan). Согласно истории, Yang Luchan проник в деревню семьи Чень. Он подмитал там двор, и, тайнком, наблюдал с вершины ограды за происходящем, так как не членам семьи Чень нельзя было появляться в этой деревне. Стиль Pao quan, который пришел из Henan, был передан семье Чень учителем Jiang. В этом «взрывном» стиле так же есть три формы. Когда Yang Luchan засекли, то его захотели убить. Однако, к тому времени он уже знал два вида рукопашного боя «hong quan» и «pao quan», и поэтому это сделать было не так уж и легко. Тогда Chen Changxing, учитель семьи Чень, остановил этот бессмыленный бой, так как Yang Luchan схватить было просто невозможно. После такого неожиданного поворота событий Yang Luchan вернулся в Хэбей, откуда он и был родом. И именно там он создает новый стиль на основе «hong quan» и «pao quan». Из-за его усердных тренировок, практически, никто не мог победить, и поэтому он получет прозвище «Ян непобедимый», под которым он станет известен всему миру. В это время, а именно, в эпоху правления династии Qing, когда в Китае развитие воинских исскуств достигло своей высшей точки, такое прозвище говорило о многом. Yang Luchan стал на столько известнен, что его пригласили преподавать при дворе императора. И если бы он отказался от данного приглашения, то у него были все шансы быть казенным. Поэтому он, естественно, согласился. Однако перед тем как приступить к обучению, он очень много размышлял. Он подумал, что форма должна сохраниться такой, какой он занимался, и поэтому он придумал форму в 81 движения. С одной стороны, придворные - богатые, толстые и, не любящие делать лишних движений - остались бы очень довольны этой более простой форме в 81 движения. Но, с другой стороны, простые жители тоже захотят изучать ее. Что же делать? Какую форму преподавать - полную традиционную форму или же упращенную? И все же он выбрал более простую, чтобы придворные не подумали, что он их обманывают (надувают), обучая той же боевой методике, что и простых жителей. К тому же это могло обострить и рассовый вопрос, тк император Qing был манжур, а не коренной китаец. Следовательно, Yang Luchan могли еще обвинить и в рассизме. Так образом, старый стиль стал секретным, а Ян стал преподавать упращенный стиль. Этот стиль распространился до Тайваня, где ему обучали два учителя с континетального Китая. Однако, когда они умерли, вместо формы в 81 движения стали обходится уже формой в 64. Вот почему древний стиль стал тайным. Ну о каким же образом учитель Zhang Qinlin смог перенять его? Можно сказать, что это была его судьба. И он воспользовался этим шансом, изучив Yangjia Michuan Taiji Quan с первым сыном Yang Luchan - Yang Jian Hou. Yang Jian Hou преподавал так же и своему сыну, и многим другим ученикам, но только форму в 81 движения. И только Zhang Qinlin перенял скрытый стиль, и чем он очень гордился, так как именно он спасал традиции семьи Ян. И именно у Zhang Qinlin появится шанс стать тем, кто сохранит лицо семьи Ян во время поединка, который описан в моей книге. Вам надо найти его. Кроме этого, надо добавить, что у него было идеальное телосложение для тайцзи. Не очень высокий, приблизительно 1.70м, а руки и ноги очень длинные и большие. По сравнению с его руками, мои руки были просто руками ребенка. Его ноги были большими и широкими. Скорей всего, когда его увмдел Yang Jian Hou , то он подумал, что вот подходящее «место», куда можно пустить корни тайцзи. Yang Jian Hou не занимался с ними днем, он занмался с ним только после 12 часов ночи и до 3-4 часов утра на частном дворике. После чего Ян отдыхал. Он выучил полную форму после 4 лет таких каждодневеых тренировок. А в 1929 году, в Нанкине, принял участие в соревнованиях по боевым исскуствам как представитель провинции Шаньси в категории - бой без оружия. В соревнованиях участововали все, в независимоти от вида боевого исскуства, и к тому каждый участник был настощим мастером своего дела. Но не смотря на все это, Zhang Qinlin смог выграть в соревнованиях, стал национальным чемпионом, и все это благодаря скрытой традиции стиля Ян.В это время в Нанкине находился мой друг Zhang Man Qing, который уже не был учеником, но выучил форму с Yang Chen Fu. Когда он узнал, что Zhang Qinlin стал чемпионом, но не захотел его признавать, так как сам обучался тайцзи у Yang Chen Fu и думал, что он был сильнее. Тогда он попросил президента воинских исскуств Zhang Shi Jiang пригласить Zhang Qinlin к нему на обед. Несмотря ни на что, Zhang принял приглашение. Прийдя на обед Zhang Man Qing, раздвинул стулья и столы и попрасил Zhang Qinlin продемострировать ему несколько движений. После просмотра он был очень удивлен, так как их формы отличались друг от друга, так как Zhang Man Qing у Yang Chen Fu изучал форму 81 движений. Однако, в свое время, он так же занимался и 1 частью, и поэтому он сказал Zhang Qinlin, что он знает и ее. После того, как они оба показали на что способны, они похвалили друг друга. Затем, ради забавы, перешли к борьбе на руках. Уже в то время Zhang Man Qing был хорошим специалистом в этой области. Когда они начали бороться, то у него создалось впечатление, что у учителя Zhang в руках не было совершенно никакой силы. Тогда он стал давить на его расслабленные руки, но оказался отброшенным на стол, которые находился немного дальше, у стены. Тогда Zhang Man Qing признал в Zhang Qinlin настоящего мастера, у которого он, не задумываясь, стал бы обучаться. Пользуясь случаем, он встал на колени, и начал умолять стать его учителем. Учитель Zhang долго отказывался, но, в конце концов, согласился. Не прошло и месяца как Zhang Man Qing, который не мог уже терпеть, послал за учителем Zhang военный самолет. А в то время, было это в 1930 году, подобное средство передвижение являлось просто роскошью. Zhang стал преподавать ему туй-шоу, но не форму. Сегодня китайцы КНР считают себя лучшими, тк как они думают, что знают настоящую подлинную форму. Однако это не правильно. Самое большое их заблуждение – это не признавать наш скрытый стиль. По поводу такого пренебрежительного отношения есть одно древнее китайское высказываение: «Оскорблять учителя и не почитать предков является в высшей степени доказательством их неуважения. Это свидетельствует о полном пренебрежении того, что они нам оставили». Сейчас часто можно встретить учителей, которые назвают школы своими именами, вместо того, чтобы сохранить имя школы Ян. А я вот преподают стиль Ян от имени школы Ян и очень горжусь этим. Но меня они не признают. Вы не находите это немного странным? Я хочу сказать, что никто не заступается за меня, мой учитель умер, так же как и Yang Chen Fu, больше не осталось свидетелей нашего древнего стиля. Да этот мир стал слишком странным. Но все же появился один человек, который думает и говорит как я - это дочь Wu Jian Quan, учителя стиля Wu. Вы все знакомы с этим стилем. Этот стиль является ответвлением стиля Ян, так как был передан Yang Ban Hou (брат Yang Jian Hou) Wu Jian Quan, который назвал школу своим именем. Его 86 летняя дочь и 91 летняя Ma Yue Liang были приглашены преподавать тайцзи цюань в Америку. Вовремя одной открытой конференции, Wu Jian Quan заявила, что стили Wu и Yang, в том виде, как они преподаются сейчас являются «переделками» самимм пердставителями Wu и Yang, так как подлинные стили больше не передавались. Так же она сказала, что и ее отец, и Yang Chen Fu сами изменили свои стили. Таким образом, в настоящее время практикуется новый стиль, придуманный Yang Chen Fu, а не тот древний стиль, который был передан Yang Lu Chan. Именно это и может служить доказательством существования традиционного стиля, чем и является «скрытая традиция» школы Ян, которую я сохранил и преподаю всем без исключения. В нашей форме, мы развиваем как правую так и левую стороны, а новом стиле такого нет. Тем самым, новый стиль представляет только половину Тайцзи. В КНР у меня есть друг. Его ученики, которым я выслал свою книгу, все время пишут мне и просят приехать к ним преподавать. Они очень заинтересовались книгой и поняли, что из-за многочисленных преобразований стиль, преподаваемый им сейчас, стал похож больше на танец, чем на настоящее обучение военнскому исскуству. Изучив эту книгу, они поняли всю энергию стиля, его округлость, плавности и полноту. Они всегда меня просят приехать их обучать. Но я всегда вынужден отказываться, так как если я поеду в КНР, то тогда мне будет очень трудно вернуться из-за учеников, которые готовы на все, чтобы удержать меня. Именно по этой причине я и не тороплюсь уехать в КНР. Они же, наоборот, очень настойчивые, и им очень хотелось бы выучить древний, первоначальный стиль. Среди вас есть много учителей или их помощников, которые только собираются стать учителями. Вам надо знать, что «скрытая традиция» является основой всех тех «переделок», которые происходят сейчас в других стилях. Поэтому адепты других стилей находятся в зависимости от «скрытой традиции». И, наоборот, адепты секретной традиции не нуждаются в других стилях. В США вышла статья о деревне семьи Чень, в ней говорится, что существует только стиль Чень, а все остальные стили являются лишь его производными. Однако, если сравнивать скрытую традицию и стиль Чень, то в них можно обнаружить значительные отличия друг от друга. Это две разные формы. Чтобы понимать, где правда, а где ложь, надо, прежде всего, знать историю и процесс развития тайцзи цюань. Если я когда-нибудь вернусь в Китай, и там найдутся такие умники, которые будут настаивать на том, что никакой секретной традиции стиля Ян не существуют, я им отвечу: «дело не в том, что не существует секретной традиции, дело в том, что вы о ней ничего не занете, вы просто не в курсе». И именно по этой причине, я и собираю документы, свидетельствующие о существовании секретной традиции, и которые я мог продемонстрировать китайцам КНР. Теперь, каждый знает историю, и поэтому надо сконцентрировать все свои силы, чтобы сохранить и развивать это «сокровище», передавая его всему миру. Не расстрачивайте свои знания. Надо совершенствовать свое мастерство, чтобы оно приносило пользу и продолжало передаваться.

23. Секретная традиция стиля Ян происходит от hong quan грандиозный (величественный) рукопашный бой. Какие же основные его особенности?

– Затрудняюсь ответить на этот вопрос, т.к. сам не знаком с hong quan, а Yang Lu Chan никогда его не преподовал. Однако я кое-что слышал о нем. Это стиль рукопашного боя Сервного Шаолиня. Yangjia Michuan частично вобрал принципы этого стиля, к которым были добавлены основные положения, сформированные Zhang San Feng. Такие как: ян и инь, пустота и наполненость, дыхание и т.д.

24. Когда толкаешь, что должно двигаться в первую очередь – руки или же ноги?

– На начальном этапе, когда надо работать над положением тела – будь это туй шоу или разучивание применения – ученики должны ставить одну ногу назад, а другую вперед. Но, достигнув определенного уровня, ученику уже практически не составит никакого труда принять нужное положение. Таким образом, перед тем как приступить к туй шоу начинающие должны занять правильную позицию. Однако более подготовленные ученики могут совершенно спокойно не вставать в специальную стойку, но как только они начинают двигаться, одновременно они начинают и толкать. Мастера двигаются и атакуют одновременно. Если Марилин атакует, я отступаю и уклоняюсь. Если же она двигается вперед, то я тоже двигаюсь вперед и одновременно атакую. Во время освобождения энергии вы так же можете двигаться вперед или же уклоняться. Таким образом, начинающие должны принимать определенную стойку, ставив ногу вперед. Мастера же могут занимать любую удобную для них позицию, и в зависимости от ситуации – уклоняться или продвигаться вперед или же делать боковые шаги. Перед тем же как приступить к выполнению формы, надо занимать исходное положение, потом делать шаг в сторону, поднять руки, ну и только потом начинать движение. Еще никогда не видел, чтобы форма начиналась бы с движения вперед.

25. Как циркулирует энергия при выполнении формы с мечом? Есть ли какие отличия? В особенности интересуют те многочисленные движения, которых нет в форме без оружия - когда меч поднимается над головой? Как надо выполнять форму с мечом – быстро или медленно?

– Ци двигается одинаково, как в форме с мечом, так и в форме без оружия. Вот меч над головой, вот колящий удар меча сверху вниз, вот он пронзает, вот меч рассекает. Однако, если выполнять форму без оружия, то движения рук будут менее размашыстые. А с мечом надо выполнять движения более объемно, так если этого не делать, то меч просто-напросто заденет землю. Меч не должен находится над головой, он должен быть на уровне лица, и, следовательно, двигается не над головой, а на уровне лица. Меч можно втянуть очень высоко. Даже во время выполнения формы можно вытянуть руку выше головы, чтобы ее защитить. Но все же, это не такой уж и важный вопрос. Просто надо делать то, чему вас обучают. Позднее я вам объясню значения движений формы с мечом. Но все же самое главное - это не заносить меч над головой. Однако при выполнении формы с саблей, наоборот, это делать можно. Так же не надо, чтобы ваш меч скользил по руке. Да и вам ли не знать предназначения меча! Даже если вы хорошо делаете форму с мечом, но как только вы заносите меч над головой, можно считать, что все, что вы делаете - соврешенно бессмысленно. Форму с мечом , а именно с «мечом тайцзи» надо выполнять медленно. Но отрабатывать применения формы надо быстро. В настоящее время все чаще и чаще встречаются формы с «мечом тайцзи», но они больше похожи на стиль Шаолинь. Поэтому надо заниматься медленно, чтобы можно было сказать, что вы делаете «меч тайцзи». Именно выполняя ее медленно, можно развивать внутреннюю энергию. Ци поднимается по всей руке доходит до кисти, а потом находит свое выражение в мече. Двигаясь быстро, вы будете использовать только силу, а не внутреннюю энергию. То же самое касается и веера. Мы развиваем внутреннюю энергию за счет медленности, а за счет скорости мы развиваем внешнюю силу.

26. В базовых упраженениях: при наклонах вперед и в стороны, таз обычно разворачивается в левый или правый угол (на диаганаль). Тем не менее, талия и голова легко поворачиваются на 90 градусов, но тогда ломается структура тела. Можно ли учителю, и вместо того, чтобы говорить «налево или направо», говорить «15 градусов вправо или влево»?

– Надо чтобы и таз, и бедра поварачивались на 90 градусов. У некоторых начинающих бедра не достаточно развиты. Им трудно разворачиваться на уровне лодышек и бедер. Но для того, чтобы добиться результата, надо разворачивать талию именно на 90 градусов вправо. Делая наклоны вперед, у вас практически все получается. Но для достижения результата при наконах по сторонам, надо поворачиваться именно на 90 градусов, и только тогда вы добьетесь, чтобы ваши бедра и таз стали более гибкими. У начинающих бедра не гибкие, но надо стараться поворачиваться на 90 градусов Если у начинающих с этим упражнением некоторые проблемы, то с помощью практики, постепенно, они все же станут более гибкими.

27. Есть ли какая причина, почему базовые движения начинаются именно с левой стороны?

– Левая сторона соответствует ян, а правая – инь. Так как ян ассоциируется с жизнью, с движением, то, логично, что надо начинать с левой стороны. Поэтому начинать с правой стороны (инь) просто невозможно, так как именно в левой стороне зарождается движение. Ян (левая сторона )ассоциироуется с нечетным число, а инь (правая сторона)– с четным. Одна черточка – означает янь, две - инь.(примечание: обозначение китайскими иероглифами числа один: ― числа 2: = ). Начинаем же с нечетного – с единцы 1. (ян). Если взять китайский календарь, то месяц май является первым месяцем в году, и он обозанчается тремя черточкой (тройка китайским иероглифом пишется тремя горизантальными четрами). Это месяц начинается с трех линий ян. Ноябрь – это 11 месяц (китайсике иероглифы обозначаются + -, то есть 10 и черта ) , и именно с этой черты могут зарождаться все остальное. Если и нет иня, значит и ян нет, ну и наоборот. Значит надо начинать с левой стороны. В большинстве изображений тайцзи ян находиться слева, а инь - справа. Если ян начинает двигаться, то ян уже в пути. Не я выдумал это, такой принцип ян и инь. Я соврешенно не против, если вы вдруг захотите начать с правой сторны. Но вы делаете все с точностью наооборот)кверх торамшками), и тем самым вы идет наперекор естественных вещей. Но все же, лучше, если вы будет следовать ественному ходу вещей. Да же солдаты в армии свой марш начинают с левой ноги, и это так по всему миру. Это всего лишь ествествнный ход вещей, однако вы не обязаны делать именно так.

28. Вопрос аналогичного толка: по поводу положения рук на дантяне: какая рука должна находиться внизу - правая или левая? И это правило одинаково действует как для мужчин, так и для женщин?

– Говорится, что инь заключает в себе ян, а ян заключает в себе инь. Для мужчин и для женщин - это одно и то же. Это вопрос привычки: руку инь кладут на руку ян. Это традиция – инь накладывется на ян. Такая вот тонкость нейгуна. Если более глубко вмешаться в даоскую медитацию: то все направления – право, лево, перед и зад – все меняет направление у женщин и мужчин. (меняются в зависимости кто это это делает женщина или мужчина) Но мы применяем это движение во время занятий тайцзи, и поэтому, было решено, что правая рука должна находиться на левой руке, как у женщин так и у мужчин. Без этого каждый делал бы по-своему, и не было бы никакого порядка. Во время даосикой медитации – мужчины делают ее отдельно от женщин. И тогда положение рук у них отличется. Если бы женщины и мужчины занимались вместе, то их положение было бы одинаково, в независмости от пола. Это как во время буддиской медитации – правая рука находтится на левой руке. На Тайване существует религия, в которой применяется противоположное положение рук, но на это у них есть свои пичины, тк их способ мышления отличается. Во всех других религиях положение правой руки на левой является традицией, но вы можете делать так как вам захочется в свободное от даоской медитации время. То чего мы хотим добиться – это улучшение здоровья посредством тайцзи.

29. Как стать хорошим учителем?

– При обучении тайцзи немаловажную роль играет технический аспект, однако для учителей не менее важную роль должен играть также и человек, его личность. Для того, чтобы стать хорошим учителем, надо знать следующее:
Надо быть терпеливым. Ну, например, не стоит вам говорить таких вещей как: «У меня есть несколько учеников, но они мне так надоели. С меня хватит, я больше не буду их обучать». Надо иметь довольно покладистый характер и не сердиться. Надо всегда улыбаться.
Вы должны вести себя правильно, справедливо. Каждый из ваших учеников должен получать одинаковое обучение. Не надо искать неприятностей. Например, я преподавал одному ученику на протяжении 5 лет и я задумался немного, чего же он достиг в форме. На протяжении 5 лет я научил его только «поднимать руки». Что касается базовых упражнений, то там не было никаких проблем. Я вставал рядом с ним и показывал, что надо делать. Мне казалось, что все шло нормально. Однако, когда я опять к нему подходил, он говорил мне, что ничего не знает. На что я ему отвечал: «Ничего страшного, завтра я снова всё покажу». На следующий день я показывал ему все заново, и он даже добивался того, что сам мог делать движение. Все было бы не так уж и плохо, если бы по возвращению домой он опять всё не забывал. И так повторялось изо дня в день. Он не мог делать движения самостоятельно. Он мог разозлиться и сказать мне следующее: «Пусть вы меня обучаете, пусть у меня ничего не получается – это мои проблемы. Однако если вы откажетесь мне преподавать, тогда это будут уже ваши проблемы». Мы не можем говорить подобным ученикам, что не хотим их обучать, так как тогда они будут говорить, что учитель был плохим. А когда от него услышат это другие, то они начнут распускать слухи, что я был слишком строгим. И именно по этой причине – надо быть терпеливым! Ученики, которые начинают занятия, обладают большим терпением, но а вы должны быть еще более терпеливыми. В конце концов, тот ученик, о ком шла речь, уехал в Японию и прекратил заниматься. Он занимался всегда, и в дождь, и в ветер, но все же так и не смог выучить форму, ни ее первую часть, ни ее первое движение.
Следующее, чем вы должны обладать – это спокойный и легкий характер. Есть люди, которые без конца задают вопросы. Вы не можете не ответить на них. Поэтому надо отвечать на вопросы, независимо каким будет ответ – хорошим или плохим. Надо относиться к этому спокойно и тогда, постепенно, такие люди перестанут задавать вопросы.
Также вам надо быть справедливым. Не надо выделять кого-то из учеников. У вас может быть «любимчик», так как он более умный или способный, чем другие. Такого делать нельзя, надо обучать одинаково всех!
Помимо всех этих качеств надо, чтобы во время занятий вы всегда улыбались. Тогда все будут довольны, и, кроме этого, у учеников появится желание заниматься именно с вами. На второй день моего прибытия сюда, у ученика Jean Pai был маленький праздник. Один человек, который там присутствовал и который не занимается тайцзи, сказал мне следующее: «Вы улыбались всегда, когда пришли и когда уходили. Я еще никогда не видел человека, который улыбался бы так вы». Он бы фотограф и привык наблюдать за людьми, и поэтому был очень удивлен, что я всегда улыбаюсь, для него это было очень необычно. Улыбка притягивает к вам симпатию других людей. Если вы ошибаетесь или делаете какую-нибудь оплошность, вам простят все, если вы улыбнетесь. В этом и заключается преимущество улыбки. Общаться с людьми будет намного проще, им будет всегда приятно быть рядом с вами. Таким образом, если вы учитель, и хотите притягивать к себе людей, то улыбка - это самый надежный и удачный способ!
Главное, чего должен избегать учитель – это отсутствие учеников и денег, взятые у них взаймы. «Жан, дай мне 5000F, послезавтра я их тебе верну». Ученик соглашается и дает эти деньги своему учителю, т.к. он доверяет ему. Проходит 20 дней после того, как учитель прикарманил себе эти деньги, а ученику как-то неловко просить учителя вернуть ему деньги обратно. Это один из самых верных способов постепенно потерять своих учеников. Я преподавал на Тайване 42 года, но на протяжении всего этого времени, я ни разу не занимал у учеников деньги. Другое дело, если вы должны мне деньги, когда хотите купить у меня книгу или веер. Я не пытаюсь получать какую-то денежную выгоду от своих учеников. Ну вот, например: когда вы собираетесь что-то купить, а рядом с вами ученик, не просите его, под предлогом, что у вас нет денег, купить это вам. Следует покупать только то, что сами в состоянии оплатить. Или же, в противном случае, из-за денежнего вопроса, вы растеряете всех своих учеников.
Кроме этого, больше не надо выделять все свое время исключительно женщинам – это показывает, что они вас заинтересовали. Наоборот, теперь вам надо держаться на должном расстоянии от них. И не надо просить учениц сопровождать вас домой после занятий! Это ни к чему хорошему не приведет!
И еще одна вещь - не надо употреблять слишком много спиртного! Франция – это страна вина, и у вас, просто в генах, сидит привычка выпивать. Не надо напиваться в стельку, т.к. однажды, в таком состоянии, вы способны совершенно на любые поступки!
Также надо избегать гнева. Надо избегать алкоголя, секса, денег и гнева. Глядя на французов, я думаю, что им не очень то легко завязать с выпивкой. А как им трудно будет завязать с женщинами! Я хорошо знаю моих французских учеников. Каждый раз, когда они приезжают куда-нибудь, они заводят там себе подружку.
Таким образом, существует всего 8 условий. Соблюдая их, вы станете хорошим учителем и ученики не захотят покидать вас, и вы не останетесь в гордом одиночестве. Надо чтобы ваша группа была единым целым, и каждый ученик уважал друг друга. Если кто-то показывает на вас пальцем и при этом говорит: «А! Это он! Он!» Это равнозначно вашей гибели.
Соблюдая все эти предписания, вы сможете преподавать даже лучше меня. Уровень вашей подготовки в воинских искусствах - не так уж и важен. Сегодня это мало что значит. Намного важнее – эта ваша личность. Надо быть честным, порядочным и неподкупным. Были времена, когда у меня совсем не было денег, а вокруг меня было много учеников, у которых их было слишком много. Мне стоило произнести всего лишь слово, и тогда они бы мне помогли. Но я им никогда ничего не говорил. Проблемы с деньгами касались только меня. Я преподавал тайцзи и одновременно занимался торговлей, и только так я смог выбраться из затруднительного положения.
Лучше не просить кого-то о помощи, а наоборот, помогать другим. Надо обращаться друг с другом как с золотом. Золото, которое прошло через огонь, не поддается изменениям. Настоящее золото огнем не деформируешь. Другие же металлы под воздействием огня могут и исчезнуть. Если вы сможете стать как золото, что бы о вас не говорили, это никаким образом не скажется на вашей репутации. Если мы хорошие учителя, у нас не будет никаких проблем. Чтобы стать хорошими учителями, всегда помните эти 8 условий!