Даосский Центр "Великая Река"
Технические описания Сержа Дрейера PDF Печать E-mail
Литература
Автор: Alberto   
23.06.2007 02:52
Написать эти технические описания меня заставило желание поделиться опытом, а также желание побудить вас к размышлениям. Мне крайне важны все ваши комментарии. Отсылайте их по адресу Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript . А если вы согласны на их публикацию, прошу однозначно указать это. Технические описания Сержа Дрейера Написать эти технические описания меня заставило желание поделиться опытом, а также желание побудить вас к размышлениям. Мне крайне важны все ваши комментарии. Отсылайте их по адресу Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript . А если вы согласны на их публикацию, прошу однозначно указать это. Понятие сунЯ хотел бы начать с размышления о понятии сун. Оно встречается в трактатах практически всех стилей тайцзи цюань (далее ТЦЦ). Но как на Западе, так и в Китае его часто путают с состоянием расслабления. Такую интерпретацию я считаю очень ограниченной. Чтобы облегчить понимание, я разобью повествование на три части. Однако читатель должен иметь в виду, что на практике всё неразрывно взаимосвязано. 1. Физический уровеньНа физическом уровне достижение состояния сун требует определённой степени расслабленности тканей связок и мышц (далее ТСМ) для устранения бесполезного напряжения и для эффективного выполнения движений. Под эффективным движением я понимаю движения, выполняемые в ходе последовательной серии, которые не нарушают плавности. Ни в коем случае не следует путать понятие сун с состоянием отрешённости или инертности. Достижение состояния сун обеспечивается некоей телесной алхимией, состоящей в постепенном устранении всех паразитных ТСМ напряжений. Наверно, покажется парадоксом, но такое постепенное очищение от лишнего напряжения должно, в конце концов, привести к полному владению телом и духом, готовыми к мгновенной оптимальной реакции. Другими словами, всякое движение, практикуемое в состоянии сун, становится процессом освобождения от инстинктивных реакций (страхи, страдания, самопроизвольные усилия и т.д.), память о которых хранит наше тело, от  состояния консервации – постоянного сохранения определенного напряжения, эластичного по своему характеру, открытого для внешних раздражителей, а не замкнутого на адепта. Другое необходимое условие эффективности движения – правильное выполнение, что связано с боевым применением, задающим структуру этого движения. Чему бы вы ни обучались в жизни, вы обязательно проходите через эту стадию. Практически каждый испытывал внутреннее бешенство от того, что, начиная водить машину, не мог правильно переключить передачу. И, в результате, не чувствовал контроля над машиной. И, наоборот, испытывал облегчение, когда переключение передач давалось без усилий, и управление машиной становилось комфортным. А всё-таки практиковать ТЦЦ сложнее, чем водить автомобиль (упоминать причины здесь, мне кажется, излишне).Одним из важных факторов, усложняющих практику ТЦЦ, является фактор идентификации. Водитель, управляя автомобилем, не рискует собой как физической личностью. И только его умственные способности могут быть подвергнуты критике: «Эй, ты, Шумахер недоделанный, тебе что, права вчера подарили?». Но корпус машины прекрасно защищает от такого рода собеседников, особенно, когда есть возможность удалиться от них на хорошей скорости... У адепта ТЦЦ всё совсем по-другому. Он занимается под постоянным критическим взглядом преподавателя и полностью открыт замечаниям любого, пришедшего поглазеть. Многие из нас знают, как такие взгляды действуют на наше состояние: появляется нервозность, зажимы, дрожь, сбивается дыхание, учащается потоотделение. Всё это препятствует достижению сун, особенно при публичных занятиях.Эластичный характер состояния напряжённости, неотъемлемого от понятия сун, зависит от трёх других требующих исключительного внимания факторов, которые мы определим как упругость (danxing), плавность (linghuo) и целостность (heyi). - danxing (дан-син) – принцип, позволяющий включить понятие сун в практику, является просто-таки концептуальным. Каждое движение надо выполнять таким образом, чтобы оно порождало другое на двух уровнях контакта с посторонними телами: на уровне ног (контакт с землёй) и на уровне рук (реальный или возможный контакт с партнёром). При этом не только не должно быть отрыва одного движения от другого, но и всякий переход должен возникать из состояния упругой готовности. Играя на упругом растяжении-сжатии на уровне ног (выражение, заимствованно у Патрика Келли, хотя я лично предпочитаю понятие «играть с землёй»), адепт тайцзи должен создать эффект упругой эластичности, как бы «залепляющей» всякий разрыв. Эта упругость особенно важна в туй-шоу, так как позволяет партнёру скрыть критический момент или промежуток жёсткости, который ставит под угрозу сохранение равновесия. На уровне рук я рекомендую моим ученикам поработать запястьями, благодаря чему рукам передаётся волнообразное движение, и в конце упражнения происходит лёгкое растягивание ладоней, как если бы контакт с телом партнёра приводил бы к их отскакиванию. Между прочим, это и наблюдается в туй-шоу, если толкание выполнено успешно.Проявления дан-син более уловимы на уровне рук и ног. В идеале, всё тело должно развить это свойство. Ибо, как говорит мастер Ван «всё тело должно состоять из рук». Визуально эта упругость проявляется в ускорении ритма движений, но не путайте её с наработкой скорости, характерной многим воинским искусствам. -linghuo (лин-хо) – подвижность, текучесть. На самом деле, я уже упоминал это понятие при описании danxing, когда затрагивал вопрос необходимости избегать разрыва между движениями. Однако понятие текучести более ёмкое, нежели просто непрерывность движений. Каждое движение обладает своим ритмом, требует определённого расхода энергии и выполняется из-за желания приспособиться к будущей ситуации, предвидеть её (а не только из-за желания его выполнить). Всё это должно привести к связанности движений, которую легче достичь в форме, нежели в туй-шоу или сань-шоу, но которая всё же остаётся постоянной проблемой для адептов ТЦЦ. В форме эта связанность выражается через эстетику, красоту и гармонию. Они заключаются в поддержании равновесия, текучести движений, в ощущении энергии, являющейся основной выполнения формы, а также в соблюдении ритмов.Мнение новичков, что linghuo является очевидным, ошибочно. Я не раз наблюдал за адептами, чьё природное или отработанное изящество производило впечатление текучести в форме. Однако, если принять во внимание все вышеперечисленные элементы, оценка обретает свои нюансы. Возьмём, например, адепта, выполняющего форму в одном ритме. Я не могу сказать, что linghuo у него качественная, по той причине, что он не учитывает многообразие ритмов, которые пронизывают форму. Особенно это бросается в глаза при выполнении последней части второго дуаня начиная с ударов ног. Каждый из своего опыта знает, что в этой части дыхание учащается, и некоторые движения хочется выполнять более интенсивно. Впрочем, эта часть очень редко демонстрируется на публичных выступлениях... -heyi (хэ-и) – единство. Не вдаваясь в философские дискуссии, этот термин можно перевести как поддержание единства. В текстах о ТЦЦ значение этого понятия практически не раскрывается. Однако им очень интересуются знатоки. Действительно, в самой первой фразе трактата о ТЦЦ говорится: «даже при малейших движениях, всё тело должно быть лёгким и ловким, а все его части взаимосвязаны» (перевод C.Despieux). И это чрезвычайно важно как для формы, так и для туй-шоу с сань-шоу. Если движение начинается в ногах, то всё тело должно продолжать двигаться, пока движение не закончится. Это я называю «играть с землей». Я часто видел, как адепты тайцзи, выполняя движение «схватить воробья за хвост», оставляют большую часть веса на задней ноге во время кругового движения руками. Делая так, они теряют связь между низом (ногами) и верхом (поясницей и торсом). При выполнении этого же движения многие правильно поворачивают поясницу, но при этом не двигают передней пяткой (позволяя ей скользить по полу – прим. А.Р.Е.), в то время как она должна следовать поворотам поясницы. В этом случае возникает разрыв в горизонтальной плоскости. Также в движении «схватить воробья за хвост» можно наблюдать разрыв по диагонали: верхняя рука движется по диагонали, а нижняя рука – по вертикали. Это приводит к неоправданной подгонке рук, к дисгармонии, и, как следствие, нарушается текучесть движений.В туй-шоу потеря единства тела – непростительная ошибка, которая приводит к неэффективным толчкам или, что ещё хуже, к ответному удару, т.к. партнёр получает доступ к центру тяжести в неподвижной части тела. Так же это пагубно сказывается и на здоровье. Например, если выполнять толчок ан (двумя руками одновременно), в то время как ноги уже выпрямлены, бесполезно рассчитывать на силу, идущую из ног. В результате, будет использоваться сила плечевых мышц. Тяжелоатлеты этот принцип знают наизусть.По-моему, рассмотренные понятия danxing, linghuo, heyi просто неотделимы от состояния сун, поскольку они требуют динамичности (энергичности), необходимой для правильного занятия воинским искусством, а это, в свою очередь, отличает ТЦЦ от релаксации (медитации, сна и т.д.). 2. Ментальный уровеньЗдесь я не буду делить повествование, как это было сделано в предыдущей части. Ограничусь рассказом об основных элементах ментальной деятельности, которые, как мне кажется, играют немаловажную и ощутимую роль в занятиях ТЦЦ, в особенности, в достижении состояния сун.При описании физического уровня я уже упоминал «алхимический» процесс очищения восприятия. То же самое происходит и на ментальном уровне. Достижение состояния сун зависит от полного расслабления воли, которое в нашем сознании сначала представляется как явное противоречие. В самом деле, как достичь полного расслабления, когда надо как-то реагировать? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно провести параллель с физическим уровнем. В идеале, надо отказаться даже от слабых попыток контролировать ситуацию в «игре». Если полагаться на картезианский принцип «отличия противоположностей»[1], то покажется, что подобное противоречие решить невозможно. Однако если исходить из концепции движения Инь и Ян, всё встаёт на свои места. Давайте обратимся к известному историку религий Мирча Элиаде. В своих многочисленных работах о восточных религиях он писал о «совпадении противоположностей» (в оригинале coincidentia oppositorium). Совпадение противоположностей – это состояние или восприятие подобного состояния, когда отменяются представления о противоположностях. И в этом нет ничего ни сверхъестественного, ни мистического. Каждый человек в своей жизни пережил подобное явление или ситуацию «срочности», когда всё было настолько предвидено, что можно было приспособиться без всяких размышлений. В самом деле, кто не дурачился в детстве, кидая камни в яму, не ожидая попасть в неё, и с удивлением констатировал, что цель достигнута. Естественно, следующие попытки повторить это терпели неудачу. Спортсмены знают эти необыкновенные моменты идеального движения. Например, удар по воротам в футболе: ботинок касается мяча, и он летит в ворота по траектории, которую можно предвидеть за мизерный отрезок времени. Каждый раз в подобной ситуации действующие лица не в состоянии описать, что с ними произошло. Они утверждают, что в эти мгновения тело и разум находились в состоянии единения, которое характеризовалось полным расслаблением, возникающим от желания действовать. Именно в этот момент они, сами того не осознавая, находились в состоянии сун. По этой причине теория «Инь и Ян» интересна для нашего разговора. Кажется, что этот умственный процесс полного расслабления может происходить только при минимальном наличии своей противоположности, т.е. проявлении воли (желания). Диалектически, в этом нет ничего необычного. Что действительно очаровывает, это момент объединения двух противоположностей: возникает ощущение двух электрически заряженных зон, соприкосновение которых вызывает «мгновение слияния». Именно из этого состояния слияния и возникают идеальные движения, которые мы иногда испытываем на себе. Однако тот, кто ощутил это в своей повседневной жизни, может развить подобные навыки занятиями ТЦЦ.Замедленность является одним из основных признаков при выполнении формы... Она позволяет постоянно контролировать состояние напряжения сознания и своего тела. Благодаря замедленности можно внимательно «наблюдать» различные мыслительные процессы, постоянно сопровождающие занятия. Среди них: оценка расстояния, отвлечение, анализ ошибок, концентрация и т.д. Можно заметить, что, как только тело останавливается, одновременно успокаивается и разум.Я бы сказал, что выполнение формы изменяет телесную и ментальную оболочку человека, не влияя на его сущность. Она запускает процесс раскрытия себя, а это не так уж и легко, скорее наоборот. Потребуется немало умственных усилий, а так же смелости, чтобы встать на путь раскрытия себя. Особенно трудно сделать это при занятиях такой «хрупкой» дисциплиной как ТЦЦ. Зачастую, выполнение медленных движений вызывает у начинающего ощущение некоторой лёгкости исполнения, которое при встрече с трудностями превращается в чувство вины или чувство некомпетентности. Каждый помнит своё смущение, появляющееся оттого, что учитель указывает на лево, а мы вытягиваем руку в противоположном направлении.Когда процесс раскрытия запущен, ярко проявляется личностный фактор. Но некоторые, даже достигнув определённых результатов, продолжают усердно копировать каждое движение учителя в ожидании наступления заветного момента – вручение диплома, позволяющего преподавать или, по крайней мере, полететь на своих крыльях. На этой стадии развития понятие сун, действительно, ассоциируется с состоянием расслабления, требующим в большинстве случаев огромных усилий, достойных похвалы. Иногда результат проявляется и на эстетическом уровне.Но «пьяная лодка» только готовится к отплытию. Все паруса расправлены, отданы швартовы. Очень мало уверенности, впереди испытание штормами. Штормами, которые уничтожают всё на своем пути, даже названия кораблей. Спокойная пристань давно позади. Огромные волны предназначаются всем, и переворачивают всю жизнь. Нужна крепкая команда и точное представление, куда держать путь. Очень часто лишь желание указывает путь, служит морским компасом, ибо следы предшествующих путешественников уже затоплены. В самом деле, ни один великий капитан не смог оставить своего имени на солёной бездне. Тот, кто путешествует, ведомый желанием, должен каждый раз заново прокладывать путь, ведущий к пугающим и одновременно чарующим архипелагам. Архипелагам знаний, которые всякий раз отдаляются, как только возникает ощущение, что их вот-вот достигнешь. Виктор Гюго говорил: «главное не цель, а сам путь, который ведёт к ней».Мне кажется, что именно эта аллегория лучше всего раскрывает суть пути практикантов воинских искусств вообще и ТЦЦ в частности. Как было указано выше, практика формы позволяет приблизиться к состоянию сун, а некоторые даже достигают его, но оно проявляется в основном во взгляде внутрь себя. Каждый оттачивает мастерство своих движений и технику исполнения формы. Эти успехи позволят приблизиться к состоянию сун. Однако в туй-шоу и сань-шоу всё происходит совершенно по-другому. Об этом мы поговорим в следующей части, но исключительно на примере туй-шоу, т.к. среди наших читателей очень мало занимающихся сань-шоу. 3. Сун в туй-шоу – вызов рассудкуС самого начала хочу обратить внимание читателя, что туй-шоу предполагает разнообразие (медленно – быстро, мягко – с силой, тренироваться – соревноваться и т.д.). Значит, оно является хорошим источником знаний для адепта. Подобное предисловие избавит меня от подтверждения этого на протяжении всей части. Добавлю, что речь пойдёт исключительно о свободной форме туй-шоу, а не о подготовительном аспекте (базовые упражнения).Чтобы понять, почему туй-шоу раскрывает другой уровень состояния сун, надо знать: туй-шоу выполняется двумя людьми в физическом неформальном контакте. Из этого следует, что все понятия, затронутые в предыдущих главах (упругость, текучесть, сохранение целостности), в процессе дестабилизации партнера должны слушаться двух логик, приспособиться к желаниям двух людей, а это, конечно, усложняет достижение состояния сун. Часто во время свободного туй-шоу практиканты замыкаются на сопротивлении, несмотря на принципы, сформированные в «классических» текстах о ТЦЦ, восхваляющих приспособление (адаптацию). И это, как мне кажется, совершенно нормально во время обучения. Но в сун меня интересуют возможности, возникающие в туй-шоу, когда продвинутый адепт начинает рассматривать непротивление/не-деяние как возможную и эффективную альтернативу.Очевидно, можно попытаться достичь состояния «не-деяния» (wuwei в даосской терминологии) с самого начала. Однако надо учесть, что даже в повседневной жизни состояние «не-деяния» проявляется, прежде всего, в адаптации к ситуации. В туй-шоу требуется некоторая степень участия адепта. А исполнение роли мешка с песком для боксёров приведёт как раз к сопротивлению и отказу от адаптации (при желании об этом можно прочитать, например, в «Дао де Дзине» Лао-Цзы). Получается, надо усиленно сопротивляться партнеру, чтобы достичь эффективного туй-шоу? Мой ответ нет, и это связано с понятием сун. Для пояснения я подробно остановлюсь на двух аспектах туй-шоу: баланс (равновесие) и инициатива нападения/защиты. Понятно, они касаются только состояния сун в свободном туй-шоу. Равновесие (баланс)При выполнении формы адепт уделяет много внимания балансу, но в туй-шоу это делать намного труднее. Баланс, в частности, зависит от удержания центра, владения ритмом и текучестью. Однако надо согласиться, в туй-шоу баланс во многом зависит от партнёра. Это очевидно, но, тем не менее, установлено, что в бою каждый так стремится дестабилизировать другого, будто всё зависит от его собственных возможностей (скорости, силы, техники, желания и т.д.). Но, если заменить глагол «зависит от» глаголом «создается с помощью», перспектива отношений радикально изменится: всё создаётся с помощью его возможностей. Особенно, если принять во внимание факт, что в туй-шоу баланс адепта не является половиной гармоничного суммирования двух личных балансов партнеров, а составляет только одну треть. Таким образом, это именно импровизированная игра противоположных сил, и силы/не силы регулируют непрочный баланс между двумя партнёрами, баланс, который никто не может присвоить себе. Разрыв – нарушение баланса – возникает, когда один из участников не воспринимает или не принимает действия другого.Теперь я предлагаю не пускаться в сумбурные обсуждения неспособности дестабилизировать партнёра, а рассмотреть отношения, которые обычно отдаляют от понятия сун. Другое решениеЭта концепция трети баланса в свободном туй-шоу предполагает отказ от своей воли, что, как мне кажется, является важным испытанием для практиканта. Действительно, принятие того, что мой баланс без моего согласия и ведома частично размещается в партнёре, вынуждает предположить, что последний сам определит (на бессознательном уровне, как мне кажется), когда и как он нарушит равновесие. Очевидно, подобное суждение является взаимным. Как только подобное предложение принято, никто не должен больше рассчитывать только на свои желания и талант. Значит, надо «приспосабливаться» к контакту, в котором каждый является одновременно и актёром, и зрителем. Подняться до такого уровня полного расслабления трудно, так как задевается личность каждого. Теперь, наверное, читатель поймёт мою аллегорию с морем: занимающийся туй-шоу похож на моряка, чьи действия зависят от его воли, но который должен приспосабливаться к требованиям океана. Образ моряка, который должен самостоятельно найти свой путь, я затронул для того, чтобы показать, что, несмотря на опыт предков, каждый адепт туй-шоу сталкивается с бедствиями совершенно один. Хорошие советы, разумеется, играют положительную роль в развитии, но любое «тяни-толкай» в свободном туй-шоу может поставить под сомнение приобретённые знания. Тогда как каждая ситуация дестабилизации (потенциальная, частичная или законченная), каким бы ни был уровень компетенции партнёра, происходит в большей степени из-за собственной блокировки (запирания), что и побуждает к тщательному изучению состояния сун. Этот процесс так же заключается в поиске смирения, который становится внутренним поиском, а найденное сокровище не стоит выставлять на всеобщее обозрение. ВыводОдной из причин, почему я стал применять подобный подход в своей практике, стал факт того, что я не мог сопоставить движения-техники в форме нашего стиля, и техники, которые я использовал в своём туй-шоу. Причина этого была, на мой взгляд, в излишнем напряжении. В духовном плане я постепенно избавляюсь от страха проиграть и делюсь с другими своим состоянием радости. Я также знаю, что, вероятно, это наслаждение никогда не станет полным, и это вынуждает меня наблюдать за качеством моего туй-шоу. По крайне мере, отныне я знаю, что, занимаясь свободным туй-шоу в состоянии сопротивления, я сбился с пути. 


[1] Вселенная дуалистична, т.е. состоит из двух не похожих друг на друга субстанций: духовной и телесной. Материя – субстанция, существующая автономно, независимо от духа.