Даосский Центр "Великая Река"
Кто занимался БИ в Старом Китае PDF Печать E-mail
Литература
Автор: Альберт Ефимов   
23.03.2008 15:57

Отрывок из книги Brian K., Elizabeth G. Chinese Martial Arts and Training Manuals .

Перевод Н. Чижова 

Вопрос, кто же читал руководства по тренировке китайских боевых искусств, тесно связан с  ответом на вопрос, кто же ими  зарабатывал. Согласно западным кинофильмам  и популярным изображениям  большинство воинов Цинской эры Китая были недалекие седеющие монахи, и никак не  смелые любезные рыцари,  которые имели  более приземленные  способы поквитаться.

Вопрос, кто же читал руководства по тренировке китайских боевых искусств, тесно связан с  ответом на вопрос, кто же ими  зарабатывал. Согласно западным кинофильмам  и популярным изображениям  большинство воинов Цинской эры Китая были недалекие седеющие монахи, и никак не  смелые любезные рыцари,  которые имели  более приземленные  способы поквитаться.
      Самым большим работодателем для бойцов как в цинский так и в республиканский период была армия. Это обстоятельство по большому счету не удивительно, но почему-то   часто остается не замеченным. Многие люди, жившие в тот период, серьезно изучали и практиковали боевые искусства, просто потому что это была обязательная часть их военной тренировки и карьеры.

       Однако, нельзя сказать, что военные ответственны за создание всех китайских боевых искусств.  Отследить создание техники любого китайского боевого искусства не представляется возможным, но почти точно,  что некоторые из них были созданы не в среде военных. Но, безусловно, китайская армия была самым большим работодателем для бойцов китайских боевых искусств.
       Китайская армия во время династии Цин не была единой организацией, но состояла по меньшей  мере из трех частей. Если бы вы продвигались по карьерной лестнице на военном поприще, офицером или солдатом, вы бы служили в одной из трех «видов» армий. Чтобы понять, что послужило предпосылкой к  этому делению, стоит вспомнить, что Китай во время  династии Цин включал три большие этнические четко различимые группы.  Самая большая из них это ханьцы. Потом, правители, маньчжурцы,  племена с севера Великой Китайской Стены,  оккупировавшие и подчинившие Китай с начала семнадцатого века,   основав  Цинскую  династию. И, наконец,  этнические меньшинства такие как народы хуэй (дунгане –Н.) и мяо в разных частях Китая.  Это и есть та причина, по которой   китайская  армия цинского времени делилась вдоль этнических границ.
           Первая форма китайской армии были Армия Знамени(The Banner Army), Baqi по-китайски, буквально «восьмизнаменная»(по числу основных племен-Н.). Это была маньчжурская армия. Созданная задолго до проникновения маньчжурцев за Великую Китайскую Стену, она был рекрутирована из потомственных солдат.  Это была почти исключительно маньчжурская армия, в нее было завербовано большинство взрослого мужского населения Маньчжурии. Когда Манчжурия закончила завоевание Китая,  большая часть Армии Знамени  расположилось вокруг Пекина в качестве столичной охраны.  Другая  часть расположилась на севере, для защиты маньчжурского отечества.  Наконец, другие гарнизоны Знамени заняли места на стратегических позициях во  всех провинциях и вдоль северной границы.

Image
          Второй формой армии во время цинской династии была Армия Зеленого Штандарта (Green Standard Army). Это был преимущественно ханьские военные силы, организованные после захвата Китая  Маньчжурией, в основном они  копировали  военную организацию предыдущей династии Мин. Ответственные по большей части за сохранение порядка на местах, военные Зеленого Штандарта были размещены по всей стране в небольших гарнизонах.
          Третьей формой  были не  национальные, а  провинциальные армии, или личные армии, под руководством различных командиров. Дословно их название значит «бравые батальоны». Они финансировались и управлялись  командирами, которые могли быть также правителями провинций или какими-нибудь высокопоставленными чиновниками. Это нечто среднее на пути  между частными  армиями  и  национальными  защитниками. Источником провинциальных вооруженных сил была сельская  милиция. Милиция  появилась благодаря местной элите для защиты общины.

Image
           Большинство тренировок происходивших в цинский и республиканский период происходило именно на уровне местной деревенской милиции. Также большинство  столкновений   выпадало именно деревенской милиции, так как эти люди напрямую защищали местную общину от бандитов, бунтовщиков и прочих бед. В течение большинства Цинской династии на помощь армий Восьми Знамен и Зеленого Штандарта рассчитывать не приходилось, отсюда и значимость местных милиций.

Image
           На вопрос, сколько времени уделялось тренировкам в различных видах этих армий, одно можно сказать  с точностью, что тренировки в них  были очень разными. В значительной мере зависело от того, кто был ответственным   за тренировки. Некоторое число известных китайских мастеров  занимались  преподаванием   в разных армиях в разное время. Сунь Лутан, Хванг Бо Ньен (Hwang Bo Nien) и Лум Сай Вин (Lum Sai Wing)  хорошие примеры тому. Можно допустить, что они тренировали бойцов с щепетильностью и рвением. Но это было не так,   это были совсем не сентиментальные тренировки.         
              Несмотря на это вакантные места  здесь по понятным причинам  были ограничены, и поэтому  адепты боевых искусств предлагали свои услуги на гражданский рынок. В цинскую эпоху  среди гражданских работодателей  самым распространенным способом заработать была частная охранная служба.  Например,  государственная служба  императорских телохранителей  и  охранников, их нанимали различные  правительственные чиновники. В республиканский период  охранные предприятия нанимали все меньше и меньше людей, благодаря распространению огнестрельного оружия и новой транспортной инфраструктуре.
              Частные службы безопасности  цинской династии были двух основных форм: те кто охранял резиденцию и тех кто охранял имущество или людей в пути. В китайском эти две формы частных охранников   известны как «hu yuan» (дословно значит «защита строений») и «zou biao» («пешие охранники»). Первые  охранники резиденций, вторые обычно охраняли  имущество или сопровождали людей в пути. Последние также известны как «bao biao».
              Частный охранный бизнес  начался только  в последние годы Цинской династии. Раньше охранные службы не были организованы в целые предприятия,  бойцы  же просто предлагали  свои услуги на свободной основе людям, нуждающимся в защите.
            В последние  годы Цинской династии где-то около 1800 года, начался первый бизнес охранных предприятий. Наиболее известное предприятие называлось  Hau You Biao Ju, «Охранная служба встретившихся друзей» ( "Meeting Friends Guard Service"). Примечателен тот факт,  что принадлежа оно Ли Лиа Ин (Li Lian Ying). Ли был главным евнухом вдовствующей императрицы,  и его влияние было очень значительно. В резудьтате, его частное охранное предприятие,  возглавляемое бойцом просто по имени Сун, было самым известным.
             Конечно же, оно не было единственным. Каждая провинция имела одно или больше частных охранных предприятий предлагавших услуги по охране домов, людей и  сопровождение перевозок.   
              Золотой век этого бизнеса был с 1850-1900.  Двадцатый же век  открыл транспортные совершенства и новые системы связи,  что сделали  охранный бизнес – в основном работу по сопровождению перевозок  –   менее прибыльным, и вскоре он вообще  пришел в упадок. Конечно же, сейчас  индивидуальные  телохранители опять пользуются популярностью, причиной тому возрастающее богатство страны.
             Редакторы Taiwan Wu Lin Magazine  посвятили охранным предприятиям  седьмой выпуск  (осенний выпуск 2001),  большинство информации этой части  взято из него.
               Когда люди слышат, что какой-то мастер работал в частном охранном предприятии, они  могут предположить  что это отражение его величайшей воинской отваги. Так  может быть, а может быть, и нет. Важно видеть, что  в действительности частные охранники ищут рынок сбыта. «Yi he wei gui»,  значит «мир это лучшая политика», это было ключевым принципом в работе  частного  охранника в цинскую эпоху. В действительности, этот тот же  принцип что действует и сейчас. Цель водителя бронированного грузовика по перевозке наличности  или телохранителя  кинозвезды:  сделать работу без проблем.
               Добиваясь этого, телохранители цинской эпохи использовали двойственный подход. Прежде всего, они развивали у себя два основных умения. Первое, это, конечно же, боевые искусства. Кроме обычных кулачных техник, они развивали  и социальные  техники, так же как офицеры современной полиции.  Социальные техники включали в себя, например,  вежливое и умелое обращение с другими в напряженных ситуациях. Они были необходимы, чтобы избежать и охладить ситуации, которые  китайцы называют «xia qi», дословно «энергия ярости».
          Второе, и в какой-то мере намного более важное, телохранители эпохи Цин использовали дипломатию в широком смысле слова. Телохранители понимали важность дани уважения возможным врагам, и часто посещали их для успеха собственной работы.
          В течение этих визитов охранники пытались установить «guanxi» -связь или отношение – с возможными врагами. Такие дипломатические связи существенно облегчали службу просто, потому что охранники и бандиты были братьями по кунфу. Они могли изучать одно и тоже искусство или обучаться в одном поколении мастеров, и им было легко установить  guanxi. По большей части, конечно, это не были братские отношения в западном понимании.
          Боевые искусства тоже были важны. Воины, которые работали как частные  охранники, должны были иметь высокий уровень верховой езды,  искусно владеть  различным видом оружия, и быть знакомым с тем, что сейчас называется методами ближнего боя.

Image
          Оружие для телохранителей подразделялось на две основные категории. Открытое  оружие включало в себя: копья, алебарды, сабли и мечи. Все это называлось  «открытым оружием», потому что носилось открыто, и их наличие указывало любым потенциальны бандитам, что это  вооруженное сопровождение. Также всегда сопровождение носило  треугольные знамена с названием частного охранного предприятия, предупреждая потенциальных грабителей.
          Вторая категория это  секретное оружие, которое сейчас бы назвали замаскированным. Включало в себя такие вещи как кинжалы, дубинки, цепи, или короткие жезлы, которые можно скрыть под одеждой, когда возникала необходимость в более низком профиле.
          В середине девятнадцатого века самым любимым секретным оружием телохранителей был кольт.  Конечно же, это расходится с романтическим образом телохранителя кунфу, но огнестрельное оружие становилось все более и более популярным в это время, и люди, задействованные в охранном бизнесе, быстро воспользовались новыми технологиями. Популярный образ Цинской династии: телохранитель,  умелый фехтовальщик, наступающий на бандитов с саблей. В реальности это был человек, использующий свою репутацию, свои связи и свое искусство дипломатии, чтобы защитить то, что ему доверили,  и все это поддерживалось с помощь пистолета.
          Большинство ассоциирует боевые искусства   San Wang Pao Chui, стиль Три Короля Пушечных Ударов (the Three Kings Cannon Pounding) с цинской эрой частного охранного бизнеса. Это ассоциация результат того, что охранники нанятые на работу Ли, вышеупомянутым императорским евнухом,  практиковали именно эту систему. Так же  Сун глава этого дела был известным и заслуживающим  уважения приверженцем этого стиля. San Wang Pao Chui это шаолинская система, которая продолжает практиковаться и   по сей день.
          Нешаолинские системы были  также представлены, но не публично. Внутренние стили Синъи и Багуа также практиковались людьми, работающими в частных службах безопасности. Важно отметить, что большинство охранников частной службы безопасности проводили свои тренировки, занимаясь с оружием, так же как это было в армии. 
           Необходимо показать, важность частной охранной индустрии в найме бойцов, особенно в спорах о китайских боевых искусствах, где они слишком часто романтизируются. Обычно рассказывается о том, что какой-нибудь мастер боевых искусств разгоняет сотню бандитов своим любимым оружием. Такого рода утверждение основывается больше на фильмах Shaw Brothers,  чем  на реальности бизнеса телохранителей в Китае. Если говорить разумно о боевых искусствах  тогда они должны быть поставлены в социальную реальность и исторический контекст, такой как бизнес телохранителей в древнем Китае.  Одна из целей этой книги вернуть боевые искусства в реальный мир.
            Масса  адептов боевых искусств зарабатывали себе на жизнь своими боевыми навыками или в армии, или работой в частных службах безопасности. Были и те, кто учил частным образом, или работал костоправами – практиковал китайскую традиционную медицину, включающую массаж, лечение травами, и пластыри. Иногда эти две профессии совмещались. Люди, которые преподавали боевые искусства, также работали как врачи традиционной китайской медицины , это  до сих пор распространено в США, Китае и Тайване.
            Обязанность учить какой-нибудь форме боевого искусства была часто частью жизни демобилизованных крестьян  в сельских местностях.  Это был сплав различных систем и стилей, которые сельский мастер знал. Сельские боевые искусства  преподавались детям очень часто просто как форма воспитания, конечно же, с осознанием того,  что когда они станут молодыми людьми, то, если сложатся обстоятельства, они могут работать в деревенской милиции.
            Другим источником работы для цинских бойцов были различные труппы китайской оперы.  Опера всегда была популярной в Китае, несмотря на то, что есть большое различие в стилях, все они имеют много схожего. Большое количество стилей  китайской оперы имеет типовые роли, и исполнители специализируются только в одной из них с самого начала своей карьеры. Среди ролей есть две из них, которые требуют значительных навыков в боевых искусствах и акробатике: мужские и женские  военные роли. Они известны как wusheng  и wutan соответственно. Эти роли воинов включали в себя прыжки, удары ногами, использование оружия, плюс исполнитель должен иметь выдающиеся физические данные, чтобы играть ночь за ночью, часто в одуряющую летнюю жару или зимнюю стужу.
             Прибавим к этим трудностям еще тот факт, что армейские персонажи часто носили театральные костюмы сделанные по образцу доспехов высокопоставленных военных прошлых эпох. Костюмы были жесткими и тяжелыми, что повышало требовательность к  исполнителям.  Роль в полном вооружении требовала от исполнителя ношения четырех подвесок на спине, прибавляющих к тяжести костюма.  Из-за этих физических требований, эти роли играли адепты боевых искусств. Некоторые знаменитые адепты, начинали свои тренировки в школе китайской оперы или работали оперными исполнителями.  Самый известный пример, это  Джеки Чан, студент школы оперы, который достиг своего звездного часа.
             Истории некоторых южных шаолиньских стилей связаны с китайской оперой. Один, пример.  Возможно апокифическая история о мастерах  южношаолинського стиля Хун Гар спрятавшихся в «hung sheum», в  джонке, которая используется  труппами китайской оперы, чтобы плавать по потокам Гуандунской провинции вверх и вниз давая представления от прибрежной деревни к прибрежной деревне. Согласно этой истории, они пытались таким образом избежать от заключения за антицинские выступления.
           Те воины, которые не нашил себе применения ни в одной из этих  вакансий, опускались на дно социального общества. Многие становились уличными артистами или преступниками. Как сегодняшние бродячие актеры уличные артисты показывали свое искусство, а затем пускали шляпу по кругу. Плюс, побочные заработки, включая продажу лекарств и настоев. Они часто появлялись в храмовые праздники или играли около рынков – в любом месте, где собирается толпа, и деревенские старосты не протестуют.
            Представления включали в себя силовую демонстрацию, хореографические формы  и раскалывания  кирпичей. Силовая   демонстрация включала в себя натягивание  тугих луков, сгибание стальных прутьев в руках или вокруг тела, или просто поднятие тяжелых предметов.  Другое любимое представление, это и сейчас можно увидеть, сгибание  копья, наконечник которого упирается в какую-нибудь мягкую часть тела исполнителя. Раскалывание  кирпичей остается самой любимой демонстрацией боевого искусства, это могут быть камни, черепица и другие объекты. Как некоторые подозревают, это представление весьма сомнительно из-за материала, который  специально делаться рыхлым перед представлением.
            Другие бродячие актеры исполняли форму на улице. Каждый стиль китайских боевых  искусств имел хореографические упражнения для совершенствования техники, которые студент должен выучить. Эти упражнения преследовали несколько целей. Они служили как пример для запоминания  и регулярной практики различных движений и техник. Также для развития определенных физических навыков и групп мышц, необходимых в стиле. Низкие стойки, к примеру, обязательное условие для правильного исполнения многих южных шаолиньских стилей. Подобные упражнения могли быть также чем-то вроде энциклопедии движений, и развивали кардио-респираторную систему. В перспективе битвы, они могли быть использованы как форма «битвы с тенью», развивая в воине маневры нападения и защиты  против воображаемого оппонента, так же как большинство западных боксеров бьются перед  зеркалом.
            Несмотря на это, такие формы во многих стилях содержат в себе движения, которые не имеют боевого применения. Большинство странных  поз и необычных форм ладоней южного Шаолиня, например, не имеют вероятного боевого применения. Воздушные удары северного шаолинского стиля также бедны на пояснения. Студенты часто спрашивают, почему они должны учить эти формы, в  ответы которые они получают от учителей иногда вериться с натяжкой. Например, объяснение  для удара ногой в прыжке, что вы можете им свалить другого с лошади. Идея абсурдная для любого, кто когда-нибудь сидел на лошади.
            В реальности большинство длинных, запутанных, странных для исполнения форм и  движений имеют минимальное или не имею вовсе  боевого  значения.  Они использовались, чтобы шокировать публику на уличных представлениях.  Удары в прыжке с разворота  и экзотические формы ладоней впечатляют толпу. Реальные боевые движения куда менее захватывающи для взгляда, особенно одиночные формы. Они обычно слишком коротки, слишком быстры, слишком направлены, слишком просты. Если вы работает в опере, или как уличный актер, или показываете свое искусство в деревенском храме, вам необходимо иметь яркую форму, даже если она будет далеко от боевого значения. Так что существуют  упражнения в форме вашего стиля, принимаете вы это или нет, специально созданные для представления.
            Уличные артисты  имели низкую,  если не самую низкую репутацию в боевых искусствах. Они не вызывали  уважения толпы, и уж тем более  других адептов боевых искусств. Если вы опустившийся адепт боевых искусств в цинской период, возможно, вы будете работать уличным актером. Несмотря на безнравственность, адепты боевых искусств, которые зарабатывали как преступники,  иногда славились как  народные герои, или по крайне мере их боялись, и поэтому  уважали. Уличные актеры ничего из этого не имели.
         Через всю историю китайские боевые искусства запутанно связаны с повстанцами и криминальными организациями. Было опубликовано множество книг на английском повествующие о   различных тайных обществах и группах повстанцев, и различных формы организованной преступности и их связи с боевыми искусствами. Да, преступные организации нанимали адептов боевых искусств в прошлом, также как они это делают и сейчас. Если кто-то захочет исследовать этот вопрос, мы рекомендуем начать изучение с академических университетских изданий. Большинство, если не все, популярные работы на эту тему о  Китайской Триаде, Наемном  убийце (Hatchet man),  Красном копье или Обществе Белого  Лотоса  полная чушь. Я надеюсь, что эта глава похоронила некоторые абсурдные взгляды на то, как китайские боевые искусства зарабатывали себе на жизнь в прошлом.